/ Новости сайта / Наука и Технологии / Этот ископаемый жук, обнаруженный в балтийском янтаре, удивительно похож на богомола
27.03.2022

При исследовании 30-миллионнолетнего блока янтаря была обнаружена ископаемая златоглазка - не в обычной форме златоглазки, с большими глазами и четырьмя длинными крыльями, а с хватательными или хищными ногами, что делает ее очень похожей на богомола.

Если вы не являетесь экспертом по златоглазкам, вы, возможно, не знаете, что эти насекомые имеют долгую историю сходства с богомолами. Это результат так называемой конвергентной эволюции, когда два организма развивают сходные черты, потому что приспосабливаются к сходным условиям.

Ископаемые останки богомолов-кружевниц (или Mantispida) относятся к меловому периоду и насчитывают 145 миллионов лет. Однако это первая окаменелость взрослого богомола, найденная в кайнозойской (или современной) геологической эпохе.

"Здесь мы сообщаем о первой взрослой особи Mantispidae из балтийского янтаря и помещаем ее в более широкие рамки, касающиеся количественной морфологии хищных передних лап в этой линии с точки зрения сохранившегося и вымершего разнообразия", - пишут исследователи в своей опубликованной работе.

Изучение окаменелости показало, что она очень похожа на вымерший род Mantispa, но из-за покрытия белой пленкой - обычного для окаменелостей из балтийского янтаря - трудно сказать наверняка. Чтобы признать эту неопределенность, исследователи поставили знак вопроса и назвали новый вид Mantispa? damzenogedanica.

Образец длиной почти 2 сантиметра (0,79 дюйма) был изучен с помощью комбинации методов, включая микроскопию и рентгеновскую микротомографию, когда рентгеновские лучи используются для создания поперечного сечения и трехмерной модели организма.

Исследование поднимает ряд вопросов о том, как Mantispidae могли эволюционировать за последние 66 миллионов лет - когда начался кайнозойский период - и почему так мало их сохранилось именно от этой эпохи.

"Эти морфометрические сравнения служат косвенным показателем широты экологии и хищнического поведения Mantispidae в различные периоды их эволюционной истории", - пишут исследователи.

Отложения балтийского янтаря сохранили историю более 34 миллионов лет назад в Северной Европе, когда в этом регионе было достаточно тепло и умеренно. Маловероятно, что негостеприимные условия являются причиной того, что нам удалось обнаружить так мало кружевниц-богомолов.

Возможно, ответ кроется в тенденции, которую заметили исследователи: уменьшение разнообразия лапок богомола со времен мелового периода. Возможно, это указывает на более общее отсутствие разнообразия у вида и на менее многочисленную популяцию. Разнообразие форм у этих насекомых так и не восстановилось.

Ученые продолжают делать интригующие открытия из машин времени, которыми является янтарь, и это не первый случай, когда мы смогли узнать больше об этой группе насекомых, известных как Neuroptera, из их останков.

"Представленные здесь данные иллюстрируют поразительное снижение морфологического разнообразия Mantispidae на протяжении мелового и кайнозойского периодов", - заключают исследователи. "Эта тенденция иллюстрирует еще один случай резкого снижения морфологического разнообразия в группе Neuroptera".

Исследование было опубликовано в журнале Fossil Record.