/ Новости сайта / Медицина и здоровье / Ученые раскрыли еще одно последствие плохого сна: Увеличение количества жира на животе
30.03.2022

Если вам нужна еще одна причина для того, чтобы убедиться, что вы высыпаетесь каждую ночь, то новое исследование показало, что недостаточный сон связан с увеличением накопления жира - особенно нездорового абдоминального жира на животе.

В рандомизированном эксперименте участвовали 12 здоровых добровольцев, не страдающих ожирением, в течение 21 дня, и выяснилось, что недостаток сна у участников, ограничивающих сон, связан с 9-процентным увеличением общей площади жира на животе и 11-процентным увеличением висцерального жира на животе.

Этот вид висцерального жира накапливается глубоко в брюшной полости вокруг внутренних органов и ранее был связан с повышенным риском сердечных и метаболических заболеваний.

В то время как жир обычно откладывается организмом под кожей, недосыпание, по-видимому, перемещает его глубже в висцеральные области вокруг органов, говорят исследователи, где он потенциально может нанести больший вред.

Выше: Распределение последствий недостаточного сна в эксперименте.

"Недостаточный сон, по-видимому, перенаправляет жир в более опасный висцеральный отдел", - говорит кардиолог Виренд Сомерс из клиники Майо в Миннесоте.

"Важно отметить, что хотя во время восстановительного сна наблюдалось снижение потребления калорий и веса, висцеральный жир продолжал увеличиваться. Это говорит о том, что недостаточный сон является ранее не признанным пусковым механизмом для отложения висцерального жира, и что нагоняющий сон, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, не обращает вспять накопление висцерального жира".

В ходе эксперимента добровольцы были разделены на две группы, одна из которых получала девять часов сна за ночь, а другая - всего четыре часа сна в течение двух недель. Через три месяца испытания повторили, поменяв участников местами.

Помимо различий в накоплении висцерального жира, исследователи заметили, что участники, которые меньше спали, также потребляли в среднем более 300 дополнительных калорий в день, получая примерно на 13% больше белка и на 17% больше жира. Энергозатраты оставались практически неизменными.

На протяжении всего исследования команда отслеживала потребление и расход энергии, вес тела, состав тела, распределение жира (включая висцеральный жир внутри живота) и циркулирующие биомаркеры аппетита - и некоторые из очевидных биологических изменений не были бы замечены вне полной научной оценки, говорят исследователи.

"Накопление висцерального жира было обнаружено только с помощью компьютерной томографии и в противном случае было бы пропущено, тем более что увеличение веса было довольно скромным - всего около фунта", - говорит первый автор исследования Наима Ковассин, исследователь сердечно-сосудистой медицины из клиники Майо.

"Одни только показатели веса могли бы быть ложным утешением в отношении последствий недостаточного сна для здоровья".

То, что накопление жира на животе трудно обнаружить, делает его еще более опасным. Около трети взрослых в США не высыпаются на регулярной основе, причем такие факторы, как сменная работа и использование экранов в позднее время суток, усугубляют проблему.

Мы знаем, что достаточное количество сна важно для работы мозга, например, для памяти, для поддержания организма в хорошем состоянии, для защиты от деменции и для множества других причин, связанных с психическим и физическим здоровьем. Данное исследование показывает, что это может иметь и другие последствия для здоровья.

Помимо того, что необходимо следить за тем, чтобы сон был регулярным и достаточно продолжительным, исследователи рекомендуют увеличить физические нагрузки и выбирать здоровую пищу в качестве способов предотвращения накопления жира на животе.

"В долгосрочной перспективе эти результаты указывают на то, что недостаточный сон способствует эпидемии ожирения, сердечно-сосудистых и метаболических заболеваний", - говорит Сомерс.

Исследование было опубликовано в журнале Американского колледжа кардиологии.