Ученые исследуют взаимосвязь возникновения войн и солнечной активности
Более трех четвертей всех случаев человеческих волнений — сражений, потрясений, беспорядков, революций и войн — происходит в периоды максимального количества солнечных пятен на Солнце. Этот космический цейтгебер настолько силен, что может даже повлиять на наш физический размер, наше долголетие, нашу психическую стабильность, нашу склонность к насилию и, возможно, даже на то, что мы считаем нашей уникальной индивидуальной мотивацией (Линн Мактаггарт Отрывок из книги «Связь: соединение через пространство между нами»)
В 1922 году молодой белорусский ученый Александр Чижевский представил миру нелепую теорию: все великие потрясения в истории человечества, такие как социальные волнения, войны и революции, были вызваны активностью солнца. Эти экстраординарные притязания, содержащиеся в его первой книге «Физические факторы исторического процесса», были встречены почти всеобщей насмешкой, и на некоторое время задумчивый, бледный двадцатипятилетний подросток, потомок придворного тенора и представитель наследственного дворянства, который уже был запятнан своей аристократической родословной в глазах своих соотечественников, стал посмешищем недавно созданной большевистской партии в который пренебрежительно прозвали его «Поклонником Солнца». В конце концов, он, по сути, предполагал, что все бурные события, ведущие к освобождению России от коррумпированного царского правления, не имеют ничего общего с идеологией или мотивацией рабочих страны и все, что связано с солнечными пятнами.
Как следствие, Чижевский годами впал в немилость научного истеблишмента, несмотря на покровительство лауреата Нобелевской премии, писателя и политического активиста Максима Горького. Тем не менее, Чижевский, своего рода ученый да Винчи, упорно продолжал свои исследования, пытаясь установить связи между биологией, физикой, геологией и космической погодой, которые оставались невидимыми для большинства его сверстников. Он кропотливо изучил записи всех сражений, потрясений, беспорядков, революций и войн, сравнивая их с активностью солнечных пятен в течение почти двух тысяч лет в семидесяти одной стране, включая его собственную. Теория проверена: более трех четвертей всех случаев человеческих волнений, включая русскую революцию 1917 года, произошли во время солнечного максимума, периода максимального числа солнечных пятен в любом солнечном цикле. Единственной областью, которая оставалась сомнительной, был механизм этой космической связи, но у Чижевского была теория: наша зависимость от космического импульса Солнца может быть опосредована ионами, или избыточным зарядом, в воздухе.
Чижевский, возможно, находился под влиянием французского физика по имени Жан-Жак Дортус де Майран (1678-1771), который обнаружил, что одно из его растений складывает листья и «ложится спать» в одно и то же время каждую ночь, даже когда помещается в полную темноту. Механизм этой странной деятельности находился прямо под носом у де Майрана, но в то время он его не видел. Хотя он написал книгу о северном сиянии, он отверг идею о том, что солнечная активность и магнетизм могут быть ответственны за регулярное расписание его растения. Спустя два столетия Чижевский сразу понял связь.
Хотя советское правительство в конечном итоге предоставило Чижевскому собственную лабораторию, во многом благодаря его вкладу в понимание ионизации воздуха, одним из тех, кто остался исключительно не впечатлен теориями Чижевского, был Иосиф Сталин, который в 1942 году потребовал, чтобы ученый отказался от своих идей о влиянии Солнца на человека. Любое доказательство того, что революция была вызвана чем-либо, кроме естественного развития борьбы рабочего класса, может оказаться губительным для коммунистической партии.
Когда Чижевский отказался, его отправили в ГУЛАГ на Урал. Он провел там восемь лет в тюрьме, а после освобождения в Казахстане еще восемь лет проходил реабилитацию. Его и без того хрупкое здоровье в значительной степени подорвано, но он прожил достаточно долго, чтобы восстановить свою репутацию. Через год после его смерти в середине 1960-х годов, когда Академия наук СССР открыла его архивы, широта и дальновидность творчества Чижевского раскрылись полностью. Он стал посмертным героем, с созданным в его честь научным центром, в котором, на почетном месте, находится чижевская «люстра», ранний ионизатор воздуха.
Тем не менее, потребовались годы и работа многих других ученых по всему миру, чтобы определить, чем именно занимался Чижевский.