Амфоры с затонувшего корабля рассказали о торговых маршрутах Римского Средиземноморья
Греческие археологи исследовали остатки античного корабля, затонувшего на юго-востоке Эгейского моря у берегов острова Касос во II–III веке. На месте кораблекрушения обнаружено большое количество керамики — амфоры двух типов, происходящие из разных провинций Римской империи. Находка, о которой сообщает пресс-релиз Министерства культуры и спорта Греции, поможет полнее изучить торгово-хозяйственные отношения между различными районами Средиземноморья в римское время.
Касос, входящий в группу островов Додеканес, расположен примерно в 50 километрах восточнее Крита. Остров находится на перекрестке древних морских путей, соединявших Эгеиду с Ближним Востоком и Северной Африкой и, несмотря на небольшой размер (площадь Касоса всего 49 квадратных километров), в античную эпоху был одним из региональных центров морской торговли. Значение Касоса возросло в римскую эпоху, особенно в ее имперский период, поскольку морское сообщение было основным способом связи между отдаленными провинциями обширного государства.
Ведущую роль в средиземноморской торговле играли перевозки зерна, оливкового масла и вина. Тарой для хранения и транспортировки всех этих продуктов служили амфоры. В амфорах перевозились и другие товары: соленая рыба, соусы, краски и даже шерсть. Изготовление керамических амфор носило массовый характер, и каждый центр производства этих сосудов не только соблюдал определенный стандарт формы и объема, но и помечал свои изделия собственным клеймом. Поэтому география находок римских амфор различных типов предоставляет ученым важнейший источник по датировке торговых контактов и реконструкции сети экономических связей.
Фрагмент римской амфоры, обнаруженной у острова Касос
О месте изготовления амфоры можно судить не только по клейму, но и по характеру глины, и по таким особенностям, как форма и размеры ручек, высота и диаметр тулова и горла, наличие и форма ножки и венчика, наличие и цвет глиняной обмазки (ангоба). Для типологической классификации римских амфор ученые используют каталог Dressel, созданный в конце XIX века немецким археологом и нумизматом Генрихом Дресселем (Heinrich Dressel), и ряд региональных каталогов.
По размерам и форме амфоры можно установить, для какого товара предназначался сосуд. Например, для масла использовались широкие, «пузатые» амфоры, для вина — более узкие и высокие. У сосудов, предназначенных для вина, нередко в процессе производства внутренняя поверхность покрывалась смолой. Способы запечатывания амфор также были разными: пробку, забитую в узкое горло, заливали смолой или обмазывали глиной, иногда — известью. Помимо клейма производителя, на амфоры часто наносили в виде краткого граффити год, вид продукта, пункт назначения.
Амфоры, предназначенные для морской транспортировки, чаще всего были остродонными. Это позволяло плотно устанавливать их рядами и слоями в корабельном трюме в слое песка, служившего балластом. Торговое судно могло перевозить таким образом несколько тысяч амфор, поэтому места крушения таких судов нередко содержат множество фрагментированных и целых сосудов, несущих информацию о торговых путях античности.
Около острова Касос, где подводные раскопки, организованные Инспекцией подводных древностей греческого Министерства культуры и спорта совместно с Институтом исторических исследований, ведутся с 2019 года, археологи уже находили остатки потерпевших крушение древних кораблей. Один из них затонул в V веке до нашей эры с грузом амфор из греческого города Менди. Другой, пошедший ко дну в I веке до нашей эры, нес в трюме родосские амфоры эллинистического периода.
Подводные археологические работы у побережья острова Касос
Подъем находки
Раскопки сезона 2020 года под руководством Ксанти Аргири (Xanthi Argyri) и Георгиоса Куцуфлакиса (Georgios Koutsouflakis) также стали успешными: подводные археологи вновь обнаружили целую россыпь керамики, оставшейся на дне после кораблекрушения. Подводные исследования велись в течение трех недель с 23 сентября по 14 октября. В течение этого времени 23 участника экспедиции совершили более 100 погружений, проведя под водой свыше 200 часов, и обследовали 80 процентов участка кораблекрушения.
Груз состоял из сосудов двух типов. Часть амфор, отнесенных археологами к типу Dressel 20, происходит из испанских мастерских, существовавших в районе Гвадалквивира (провинция Бетика) в I–III веках. Эти сосуды содержали оливковое масло. Другие амфоры относятся к типу Africana I. Они были изготовлены в провинции Африка, на территории современного Туниса, во II–III веках. Что перевозилось в этих амфорах, пока не установлено.
Слева: фрагмент испанской амфоры типа Dressel 20 для масла. Справа: амфора из Африки типа Africana I
Затонувшее судно, по-видимому, следовало из Испании через африканский порт на расположенный неподалеку крупный остров Родос или к побережью Малой Азии, возможно, с заходом на Касос. Находка остатков его груза оказалась первым археологическим свидетельством существования маршрута между этими регионами во II–III веках. Одной из статей торговли было оливковое масло.
Сейчас археологи заканчивают очистку находок в лабораториях Инспекции подводных древностей. После исследования они будут возвращены на Касос, где станут частью экспозиции местного Археологического музея. В 2021 году экспедиция завершит подводные работы, результатом которых должно стать подробное документирование морского дна у берегов Касоса.
Ранее археологи сообщали об обнаружении остатков римского судна с грузом амфор у берегов Кипра, скелета жертвы антикитерского кораблекрушения, а также о 58 затонувших кораблях у побережья острова Фурни в Эгейском море.