/ Новости сайта / Наука и Технологии / На Кузбассе нашли микробов, которые могут жить в горящих угольных пластах
21.05.2021

На Кузбассе нашли микробов, которые могут жить в горящих угольных пластах

В горящих угольных пластах Кузбасса биологи обнаружили необычных бактерий и архей: они могут жить в подобных условиях и перерабатывать угарный газ и другие опасные соединения. Результаты исследования опубликовал научный журнал Microorganisms, кратко об этом пишет пресс-служба Российского научного фонда.

"Экосистемы горящих угольных пластов оказались очень похожими на те, что формируются вокруг горячих источников. Вполне возможно, что в них найдутся очень специфические организмы, которые позволят разработать новые способы получения ценных биотехнологических продуктов за счет использования водорода и угарного газа, образующихся при газификации угля", – рассказал один из авторов работы, старший научный сотрудник ФИЦ Биотехнологии РАН Виталий Кадников.

На Земле существует несколько примеров "вечных" подземных пожаров, которые начались в отложениях угля и других горючих осадочных пород как по вине человека, так и в результате различных природных процессов. Некоторые из них, в частности, пожар в немецкой шахте Дудвайлер и в отложениях угля в недрах Горящей горы в Австралии, продолжаются несколько столетий или даже тысячелетий.

Есть такие пожары и на территории России: за последние годы на территории Кузбасса, в окрестностях города Киселевск, зафиксировано несколько таких пожаров. Там находится множество угольных месторождений, которые перестали разрабатывать. Кадников и его коллеги собрали образцы пород из очагов возгораний в окрестности Киселевска и попытались найти в них обрывки генома бактерий.

Оказалось, что в подобных условиях жили сразу несколько десятков видов бактерий и архей, причем первых оказалось заметно больше, чем вторых. Это стало сюрпризом для биологов, так как при экстремальных условиях окружающей среды обычно доминируют археи, а не бактерии.

Многие из этих микробов питаются продуктами горения и разложения угля. В частности, бактерии типа Chloroflexi могут извлекать энергию из реакций с участием угарного газа, а многие микробы класса Ktedonobacteria умеют окислять метан и водород, которые в большом количестве образуются в результате взаимодействий угля и воды во время природных угольных пожаров.

Дальнейшее изучение этих микробов поможет понять, как они приспособились к жизни в подобных условиях и как именно эти организмы извлекают энергию из продуктов горения угля. Ученые надеются, что участвующие в этом процессе ферменты микробов можно будет адаптировать для решения бытовых и промышленных задач.

Gr70 21.05.2021 13:38 [Материал]