/ Новости сайта / Животные / Сила укуса детенышей тираннозавров оказалась необычно высока
04.06.2021

Сила укуса детенышей тираннозавров оказалась необычно высока

Оценка: 0.0    310 0 Животные

Американские палеонтологи выяснили, что сила укуса у молодых тираннозавров была лишь в шесть раз меньше, чем у взрослых особей, несмотря на огромную разницу в массе и размерах. Статью с результатами опубликовал научный журнал PeerJ.

"Силу укуса молодых тираннозавров мы измерили благодаря зубу молодого хищника, который застрял в черепе другого тираннозавра. Оказалось, что молодые особи этого динозавра кусали с силой около 6 тыс. ньютонов, а не 4 тыс., как показывали расчеты на основе моделей их челюстей", – объяснил один из авторов исследования, доцент Калифорнийского университета в Беркли Джек Цзэн.

Представления о внешнем виде тираннозавров за последние годы сильно изменились. В частности, палеонтологи предполагают, что тираннозавры были не неповоротливыми чешуйчатыми рептилиями, а быстро бегающими пернатыми существами. Открытия последних лет заставляют усомниться во многих других чертах этих ящеров. К примеру, палеонтологи спорят, были ли тираннозавры хищниками или падальщиками, как выглядели их детеныши и насколько быстро они росли.

В частности, исследования "годичных колец" в костях тираннозавров говорят, что в первые годы жизни эти хищники могли расти очень быстро, впоследствии же этот процесс замедлялся. Недавно ученые выяснили, что это было общей чертой всех видов тираннозавров и их родичей, а также нашли намеки на то, что быстро растущий молодняк тираннозавров быстро вытеснял всех хищников средних размеров из тех экосистем, где появлялись популяции Tyrannosaurus rex.

Цзэн и его коллеги уточнили положение юных тираннозавров в экосистемах позднего мезозоя благодаря случайной находке их коллег из Висконсинского университета. Последние нашли на северо-западе США череп молодого тираннозавра возрастом около 11-13 лет. Внутри него застрял зуб другого хищника, структуру которого исследователи изучили с помощью компьютерного томографа. Оказалось, что юного тираннозавра травмировал его собственный сородич. Произошло это, вероятно, во время разделки добычи или борьбы за какие-то другие ресурсы.

Это открытие заинтересовало калифорнийских палеонтологов, которые хотели понять, какой была сила укуса тираннозавров и какие экологические ниши они могли занимать. Ранее Цзэн и его коллеги использовали для подобных оценок только математические модели, а теперь у них появилась возможность узнать на практике.

Для этого ученые подготовили точную копию зуба тираннозавра и создали специальное устройство, которое имитировало работу челюстей древнего хищника. Силу укуса тираннозавра ученые проверили на плечевой кости коровы.

Этот параметр оказался равен 6 тыс. ньютонов. Это примерно на треть больше их предыдущих расчетов, которые основывались на виртуальных копиях челюстей древних ящеров. То есть в этом отношении детеныши тираннозавров были сопоставимы с самыми крупными крокодилами. Это переводит их в другую категорию хищников и значительно расширяет возможную роль в экосистемах мезозоя.

В частности, благодаря большой силе укуса детеныши тираннозавров могли не только наносить обширные раны и загонять добычу, как это предположительно делали их конкуренты из числа хищных динозавров средних размеров, но и прокусывать кости жертв и убивать их другими путями.

Цзэн и его коллеги надеются, что в ближайшие годы найдут другие образцы окаменевших зубов детенышей тираннозавров, застрявшие в костях их сородичей и добычи. Их изучение поможет понять, как менялась сила укуса этих хищников по мере их взросления, что крайне важно, чтобы узнать, почему после появления тираннозавров хищники средних размеров исчезли во многих экосистемах мезозоя.