Историки восстановили генеалогическое древо Леонардо да Винчи
Итальянские исследователи нашли предков и потомков великого итальянского художника и ученого эпохи Высокого Возрождения по прямой мужской линии — вплоть до нынешнего, 21-го поколения. В планах авторов этой масштабной работы, охватывающей период почти в 700 лет, — получить ДНК самого да Винчи, изучить личность и подтвердить подлинность произведений.
Леонардо да Винчи — итальянский художник, ученый, инженер, скульптор, писатель, архитектор (список умений этого homo universalis поистине внушительный) — родился в 1452 году в тосканском городке Винчи, недалеко от Флоренции. Он был внебрачным сыном нотариуса Пьеро и крестьянки Катерины. Да Винчи никогда не состоял в браке, не имел отношений (во всяком случае, достоверно об этом судить нельзя), как и детей. Однако у художника было как минимум 22 сводных брата — именно благодаря им потомки да Винчи живут на свете и сегодня.
Историки Алессандро Веццози и Аньезе Сабато представили результаты исследования, которое охватывает период почти в 700 лет, с первой половины XIV века, и показывает преемственность прямой мужской линии от отца к сыну в семье да Винчи, начиная с деда Микеле (родился около 1331 года) и заканчивая четырнадцатью живыми потомками через двадцать одно поколение и четыре разные ветви, берущие начало уже от Томазо в XIX веке.
Работа, опубликованная в журнале Human Evolution, восполняет многие пробелы и исправляет ошибки в предыдущих исследованиях семьи итальянского творца, предлагая новые открытия в этом генеалогическом древе.
Генеалогическое древо семьи Леонардо да Винчи (показано до пятнадцатого поколения) / © Алессандро Веццози и Аньезе Сабато
Пять ветвей восходят к отцу Леонардо (пятое поколение, (1427—1504)) и сводному брату Доменико (шестое поколение). Начиная с 15-го поколения данные собирали уже более чем по 225 людям, информацию брали из исторических документов в государственных и частных архивах, а также из прямых отчетов, предоставленных выжившими потомками, которые сотрудничали с учеными.
Несколько лет назад Веццози и Сабато установили личности 35 живых родственников Леонардо, в том числе по женской линии. В основном это были косвенные потомки: среди таких оказался известный итальянский режиссер театра, оперы и кино, обладатель премии «Эмми» Франко Дзеффирелли, умерший в 2019 году. Современные потомки да Винчи живут по всей Италии, старшему — 85 лет, а самый младший родился в 2020-м. Работа у них вполне обычная: клерк, геодезист, стеклодув, продавец фарфора и так далее.
Исследователям удалось проследить за Y-хромосомой, которую отцы передают сыновьям: она оставалась почти неизменной на протяжении 25 поколений. В ближайшие месяцы геном потомков собираются проанализировать посредством сравнения Y-хромосомы с ДНК предков в древних и современных захоронениях. В итоге ученые хотят реализовать проект по исследованию ДНК самого Леонардо да Винчи.
Зачем это нужно? Дело в том, что личность художника все еще окутана тайной и множеством неразрешенных загадок. После подтверждения ДНК можно узнать происхождение родителей мастера, чем он питался, был ли левшой, как быстро старел, установить картину заболеваний и, наконец, в чем секрет его гения. Также предполагают проверить подлинность произведений искусства, которые да Винчи никогда не подписывал.
Восстановить ДНК итальянского художника сложно, ведь до сих пор точное местонахождение его захоронения неизвестно. Да Винчи похоронили в церкви Святого Флорентина во французском городе Амбуаз в 1519 году, однако во времена Революции конца XVIII века ее снесли. В 1863-м писатель и литературный критик Арсен Уссэ, занимавшийся инспекцией провинциальных музеев Франции, получил разрешение на раскопки этого места. Ему удалось обнаружить останки с бронзовым кольцом на одном пальце, светлыми волосами и фрагментами камня с надписями, которые, как считается, образовывали слова «Леонардо да Винчи». На серебряном щите, найденном рядом с костями, был изображен безбородый Франциск I — король Франции с 1 января 1515 года, в годы жизни да Винчи.
Прядь волос, предположительно, Леонардо да Винчи / © Leonardo da Vinci museum
В 1874 году тело перезахоронили в часовне Сен-Юбер, на сопровождающих погребение табличках на французском и итальянском языках написано, что это «предполагаемыми останки» мастера эпохи Возрождения. Впоследствии оказалось, что Уссэ все же не удержался и сохранил для себя прядь волос и кольцо. А в 1925 году его правнук продал реликвии американскому коллекционеру Гарольду К. Шигли.
В середине 1980-х их приобрел другой коллекционер из США — и именно он в 2016 году связался с учеными, когда они опубликовали первые результаты исследования потомков да Винчи. Следовательно, ключ к подтверждению того, принадлежит ли прядь волос художнику и его ли это могила, — в генетическом анализе. Если ДНК волос совпадет с ДНК живых потомков, многие вопросы решатся раз и навсегда.