Экзорцизм Марты Бросье: Первый экзорцизм с научным подходом
Марта Броссье была знаменитостью во Франции в 1590-х годах. Она была женщиной, одержимой демонами, и ее семья взяла с собой в турне "представление". Они ездили из города в город, демонстрируя сатанинскую сущность, обитавшую в душе их ребенка, и все это на глазах у толпы.
Это было захватывающее шоу. Глаза Бросье закатывались обратно в голову, оставляя после себя лишь пустое белое пространство. Ее язык, красный как кровь, высунулся, как у змеи, и она забилась в конвульсиях на земле, когда глубокий, демонический голос вырвался из ее живота.
Это привлекло такое внимание, что сам король Анри IV приказал провести над ней экзорцизм. Он заставил нескольких самых высокопоставленных священников страны собраться вокруг нее, окропить ее святой водой и читать Священное Писание на латыни, в то время как демон в Броссье, терзаемый Священным Писанием, кричал в агонии и боли.
Но чего не знала Бросье, так это того, что ее экзорцизм был фикцией. Святая вода была обычной водой, а латинские книги, которые читали священники, были не более чем старой поэмой Вергилия.
Ее экзорцизм был научным экспериментом - впервые в истории демоническая одержимость была подвергнута систематическому испытанию. Бросье потерпел неудачу - и в процессе открыл некоторые невероятные вещи о человеческом разуме.
Марте Бросье было 20 лет, когда демоны "овладели" ею. Ее уже считали немного странной птицей - женщиной, которая тайком выходила из дома, переодевшись мужчиной, и, судя по всему, совершенно не хотела выходить замуж. Жителям ее маленького городка казалось само собой разумеющимся, когда из нее начал вырываться демонический голос.
В колдовстве обвинили ее соседку Анну Шевро. Она была незамужней женщиной средних лет - по стандартам того времени это был фирменный профиль ведьмы, - и какие бы жалобы ни выдвинул против нее Броссье, они были достаточно убедительными, чтобы Шевро бросили в тюрьму.
Но семья Бросье не стала прятать свое демоническое дитя. Они взяли ее с собой в дорогу, путешествуя из города в город, показывая ее и позволяя всем увидеть злого духа, который завладел их девочкой.
Для католической церкви демоны в теле Бросье были просто находкой. Король Франции Генрих IV проводил кампанию терпимости по отношению к гугенотам, местным протестантам. Для католической церкви их рост представлял угрозу - а в Броссье у них было доказательство того, что протестанты были в союзе с дьяволом.
Голос, который говорил через ее живот, даже когда ее рот был закрыт, называл себя Вельзевулом, и он называл себя "князем гугенотов".
Прежде демон овладел женщиной по имени Николь Обри. Церковь возила ее по всему миру, чтобы мир услышал, как она произносит богохульства против Бога от имени гугенотов, однажды сказав:
Но Обри был публично изгнан, и любимый демон церкви был потерян. Поэтому Броссье казался просто находкой. У Церкви снова был кто-то, кто мог обличать протестантов от имени демона.
Священник выдал ей официальное свидетельство о подлинной одержимости, и церковь присоединилась к их турам. На глазах у потрясенной толпы они публично изгоняли ее - только для того, чтобы Вельзевул снова забрался в ее тело на радость другой толпе.
Мишель Марескот, личный врач короля Генриха IV, получил задание разоблачить ее. По приказу короля Марту Броссье привезли в аббатство Сен-Женевьев, чтобы под присмотром Мареско сам епископ Парижа изгнал из нее бесов.
Почти сразу после того, как Бросье встала на колени перед епископом, чтобы помолиться, демон овладел ею. Она упала на спину, билась в конвульсиях и дышала, как дикий зверь. Ее глаза втянулись назад, язык высунулся, а темный, гравийный голос из ее желудка выкрикивал вульгарные, непечатные слова.
Священники положили ей в рот кусок дерева, чтобы она не проглотила свой собственный язык, затем собрались вокруг нее, держа в руках частицу истинного креста Иисуса Христа и читая Священное Писание, чтобы изгнать демона. Когда она увидела истинный крест, она начала корчиться от боли на полу, а темный голос внутри нее выкрикивал богохульства и угрозы смерти.
Один Марескот не был впечатлен. Он написал короткую, простую записку:
"Ничего от дьявола; много поддельного; и несколько вещей от болезни".
Марескот рассказал, что подменил инструменты священников. Кусок истинного креста, который они использовали, объяснил он, был не более чем обычным куском дерева. Настоящий истинный крест был у нее во рту, его использовали как компрессор для языка - и она никак на него не отреагировала.
Священники все еще не были убеждены. Они видели, как Бросье делает то, что не должен делать ни один человек. Дело было не только в странном голосе, который раздавался изнутри ее тела: лежа на спине, она подпрыгивала в воздух и отлетала назад дальше, чем большинство мужчин может подпрыгнуть стоя.
Отрицать увиденное, предупредил Марескота один из священников, было богохульством. Дьявол вполне может унести его с собой.
Марескот не был впечатлен. "Я возьму эту опасность и риск на себя", - выстрелил он в ответ. "Пусть он унесет меня, если сможет".
Именно архиепископ Лионский Шарль Мирон нашел способ доказать правоту Марескота. Одной замены части истинного креста было недостаточно, чтобы убедить его коллег-священников, поэтому епископ Мирон пошел дальше. Он поменял все.
В течение нескольких дней священники не давали Броссье пить ничего, кроме святой воды, не сообщая, что вода, которую она пила, была благословлена священником. Затем они наполнили сосуд со святой водой обычной водой и окропили ее, сказав, что она священна.
Броссье попалась в ловушку. Она никак не реагировала на святую воду в течение почти недели, но закричала в агонии, когда обычная вода попала ей на лицо.
Каждая часть схемы Мирона сработала. Когда он взял в руки кусок железа и сделал вид, что это кусок настоящего креста Иисуса Христа, Броссье забилась в конвульсиях. Когда он читал ей "Энеиду" Вергилия на латыни, притворяясь, что это Библия, она бросилась на пол.
Марта Броссье была мошенницей.
Впервые в истории демоническая одержимость была разоблачена с помощью контролируемого эксперимента.
В то время эта история показалась людям простой. Женщина солгала о демоне, и в этом не было ничего больше, чем простое мошенничество.
Однако есть подсказки, что здесь могло иметь место нечто большее, чем простая ложь. И Анн Шевро, женщина, которую Бросье обвинил в колдовстве, определенно так думала. Броссье, которого она знала, сказала она, выйдя из тюрьмы, не был мошенником. Она была просто опасно психически больна.
Трудно сказать наверняка, была ли Шевро права - но Броссье определенно никогда не признавалась в том, что она притворялась. Даже после того, как ее разоблачили, она продолжала утверждать, что одержима, еще долго после того, как кто-то обратил на нее внимание.
Если она не притворялась, это открывает некоторые странные возможности человеческого разума.
Марта Бросье была способна на, казалось бы, сверхъестественные вещи. Она могла показывать фокусы чревовещания, ее можно было уколоть, не чувствуя боли, и она могла прыгать на огромные расстояния, лежа на спине. Она совершала невероятные подвиги - и если она не думала, что лжет, то эти действия, вероятно, не были отрепетированы.
Возможно, в каком-то смысле Броссье действительно была одержима. Но, возможно, ею овладел демон другого рода: демон ее собственного разума.