/ Новости сайта / Наука и Технологии / Один из самых известных взрывов в нашей Галактике мог с чем-то столкнуться
29.03.2022

Один из самых известных взрывов в нашей Галактике мог с чем-то столкнуться

Новый анализ одного из самых известных взрывов в космосе выявил любопытную асимметрию.

Часть внутренней туманности остатка сверхновой Кассиопеи А, как выяснили астрономы, расширяется неравномерно.

Что-то заставило часть облака двигаться не наружу вместе с остальным материалом, а внутрь, обратно к источнику взрыва: обратный удар.

"Обратное движение на западе может означать две вещи", - говорит астроном Якко Винк из Амстердамского университета в Нидерландах.

"Либо в материале сверхновой где-то есть дыра, своего рода вакуум, из-за чего горячая оболочка внезапно перемещается внутрь локально. Или туманность столкнулась с чем-то".

Кассиопея А, расположенная на расстоянии 11 000 световых лет, является одним из самых известных и хорошо изученных объектов в Млечном Пути. Это так называемый остаток сверхновой - расширяющееся облако выбросов, оставшееся после взрыва массивной звезды.

Считается, что впервые сверхновая Кассиопея А была замечена в 1670-х годах, озарив небо, и с тех пор астрономы изучают ее остаток. Это прекрасный образец для изучения эволюции сверхновых.

Кассиопея А излучает свет в нескольких диапазонах длин волн и состоит из большой, примерно сферической оболочки расширяющегося материала, вероятно, выброшенного до сверхновой, поскольку звезда становилась все более нестабильной.

Этот материал расширяется со средней скоростью от 4 000 до 6 000 километров (2 485-3 730 миль) в секунду.

В своем новом исследовании Винк и его коллеги изучили рентгеновские данные, полученные за 19 лет с помощью рентгеновской обсерватории "Чандра", чтобы проследить, как остаток менялся с течением времени.

Они обнаружили, что участок на западной стороне внутренней области оболочки отскакивает внутрь к центру со скоростью от 3 000 до 8 000 километров в секунду.

Они также обнаружили, что внешняя ударная волна того же участка оболочки ускоряется. Согласно компьютерным моделям расширяющейся ударной волны, столкновение с чем-либо сначала вызывает замедление, а затем ускорение фронта ударной волны: "Именно так, как мы и измеряли", - объясняет Винк.

С чем же могла столкнуться ударная волна?

Мы знаем по другим остаткам сверхновых, что материал в пространстве вокруг звезды может создавать обратные ударные волны; например, более плотные области межзвездного газа и пыли или даже предыдущая, более медленно движущаяся оболочка материала, выброшенная звездой во время ее предсмертных мук.

В случае Кассиопеи А плотная область материала, выброшенного умирающей звездой, могла создать частичную оболочку для остатка, в которую он врезался, расширяясь наружу.

Это также могло быть результатом короткой фазы Вольфа-Райета - экстремальной потери массы, которую испытывают действительно огромные звезды, в результате чего в пространстве вокруг звезды образовалась полость.

На самом деле мы не так много знаем о звезде-прародительнице, создавшей остаток сверхновой Кассиопеи А. Мы не знаем, насколько она была велика, сколько ей было лет и каков был ее спектральный тип. Эти результаты, по словам исследователей, могут дать некоторые подсказки.

"Динамика ударной волны, о которой здесь сообщается, дает важные подсказки о поздней истории потери массы прародителя, будь то в виде частичной, асимметричной оболочки от эпизодической потери массы, асферической полости, созданной кратковременным ветром фазы Вольфа-Райе, или, возможно, даже комбинации того и другого", - пишут они в своей статье.

Удивительно, что новые детали все еще открываются в таком хорошо изученном объекте, как Кассиопея А. С новыми инструментами, обратившими свой взор на объект, мы можем только ожидать, что в ближайшие годы будут раскрыты новые тайны.

Gr70 29.03.2022 23:22 [Материал]