/ Новости сайта / Тайны истории / ДНК сотен викингов преподнесла историкам сюрприз
18.09.2020

ДНК сотен викингов преподнесла историкам сюрприз

Оценка: 5.0    702 1 Тайны истории

Крупнейшее в истории науки генетическое исследование викингов дало неожиданные результаты. Например, не все из этих отважных мореходов были скандинавами и не все могли похвастаться светлыми волосами.

Подробности изложены в научной статье, опубликованной в журнале Nature ‒ одном из ведущих научных журналов планеты.

Варяги, ставшие первыми киевскими князьями. Воины Кнута Великого, завоевавшие Англию. Несравненные мореходы, заселившие Исландию и Гренландию, открывшие даже Северную Америку. Предприимчивые и оборотистые торговцы. Безжалостные пираты, грабители и убийцы, в захваченных деревнях ловившие подброшенных в воздух детей на острия копий. Всё это – викинги, какими их знает история.

"Скандинавские диаспоры основали торговые пути и поселения, простирающиеся от американского континента до азиатских степей. Они экспортировали идеи, технологии, язык, верования и обычаи и создали новые социально-политические структуры", – отмечает соавтор исследования Сорен Синдбек (Soren Sindbak) из Орхусского университета в Дании.

Воины, которых археологи однозначно относят к викингам, оказались очень генетически разнообразными.
Фото Vastergotlands Museum.

Но действительно ли все викинги были скандинавами? Новая научная работа опровергает это устоявшееся мнение.

Большая международная группа учёных предприняла крупнейшее генетическое исследование викингов. Исследователи извлекли ДНК из останков 442 мужчин, женщин и детей, найденных в скандинавских странах, Великобритании, Польше, России и Украине. Все эти люди при жизни были самыми настоящими викингами или членами их семей. Об этом однозначно свидетельствуют их погребения.

Однако некоторые из викингов, захороненных в Шотландии, оказались чистокровными местными жителями – пиктами. Более того, викинги чисто британского происхождения нашлись даже в самой Норвегии. Похоже, викингом необязательно было родиться. Им можно было стать.

"Эти результаты меняют представление о том, кем на самом деле были викинги. Книги по истории нужно будет обновить", – утверждает соавтор работы Эске Виллерслев (Eske Willerslev) из Копенгагенского университета.

При этом выходцы из Скандинавии тоже не были чистокровными северянами в десятом колене. В ДНК многих из них оказались гены жителей Азии и Южной Европы. К большому удивлению учёных, оказалось, что эти гены попали в геном скандинавов ещё до эпохи викингов. Кстати, и волосы у многих детей Одина были не светлыми, а каштановыми.

Эксперты изучили останки более 400 викингов и реконструировали их генетическую историю.
Фото Dorset County Council/Oxford Archaeology.

Генетики подтвердили известный историкам факт, что уроженцы Дании завоевали Англию, норвежцы захватили часть Ирландии и заселили Исландию и Гренландию, а шведы обосновались на побережье Балтики. Однако анализ ДНК показал, что викинги из этих трёх народов очень редко вступали в кровную связь. Возможно, они враждовали друг с другом.

Наконец, любопытные факты выяснились о генетическом наследии викингов в современном мире. Оказалось, например, что нынешние уроженцы Британских островов несут в себе до 6% генов древних мореходов. Это лишь немногим меньше, чем в Швеции (10%). Впрочем, это не так уж удивительно. Свои первые завоевания на Островах норвежцы и датчане провели ещё в IX веке, а в XI веке датский король Кнут Великий завладел всей Англией. Естественно, что скандинавы оставили на завоёванных территориях заметный генетический след.

anku 18.09.2020 16:53 [Материал]
Вторжение викингов генетически прослеживается ,они принесли новые гены на юговостоке страны ,ну там где Лондон ,а дальше их влияние и язык распространялись опосредованно ,потому в Шотландии викинги уже из местных. То же самое и в России. Новгодцы распространили своё влияние до Урала , потом их завоеваниями воспользовалась Москва ,но достоверно известно что военные силы Москвы были многонациональный. Точно так же до новгородцев эту территорию окучивали Чудь. Северо западные коми считаются прямыми потомками чуди имеют финскую гаплогруппу N как и Рюриковичи и отличаются от уралоидов и лапоноидов высоким ростом ,крепким телосложением и нордическими чертами. Кстати слово север по шведский и по норвежский звучит как нур ,а это арабское свет , это естественно ,ведь на севере белые ночи летом ,а зимой все покрыто свекающим светом и льдом. Так что выступающие носы это не приспособление для согревания воздуха ,плюский нос в мороз гораздо безопаснее ,это семитский нос приспособленный для увлажнения вдыхаемого воздуха.