Определены масштабы «углеродного следа» богатых людей
Исследование показало, что на протяжении 25 лет 1% самых обеспеченных людей способствовал более чем вдвое большим выбросам углекислого газа, чем 50% бедного населения мира.
Международное объединение Oxfam опубликовало новое исследование, проведенное совместно со Стокгольмским институтом окружающей среды. Согласно ему, с 1990 по 2015 год 1% самых богатых людей был ответственен за выброс почти в три раза большего количества углекислого газа, чем 50% бедных жителей нашей планеты.
«Чрезмерные уровни потребления богатого меньшинства подпитывают климатический кризис и подвергают планету опасности. Никто не застрахован от этого, однако самые бедные в мире платят наивысшую цену, хотя и ответственны за наименьшие объемы выбросов: они борются с наводнениями, голодом и циклонами», — заявил Дэнни Срискандараджа, исполнительный директор Oxfam GB.
Так, во всем мире 10% людей имеют доход более чем 35 тысяч долларов в год (примерно 2,6-2,7 миллиона рублей), а 1% самых богатейших зарабатывают свыше 100 тысяч долларов (7,6 миллиона рублей). По подсчетам экспертов, на 10% обеспеченных людей (около 630 миллионов человек) за изученный период в 25 лет приходилось порядка 52% всех выбросов CO2. А на долю самых богатых — 15% выбросов (более чем в два раза больше, чем на беднейшую половину человечества (7%)).
«Подобные уровни выбросов углерода от богатых означают, что хотя мы поставили мир на грань климатической катастрофы за счет сжигания ископаемого топлива, нам все еще не удалось улучшить жизнь миллиардов людей, — отметил Тим Гор, руководитель отдела политики и защиты интересов из Oxfam International. — Глобальный углеродный бюджет был потрачен не на улучшение положения всех слоев человечества. <…> А мы должны гарантировать, что углерод используется наилучшим образом».
По словам авторов отчета «Противодействие углеродному неравенству», безудержные темпы потребления и чрезмерная любовь обеспеченных слоев общества к «высокоуглеродному» транспорту истощают так называемый мировой углеродный бюджет (эмиссионный бюджет СО2: под этим понимают допустимую суммарную антропогенную эмиссию углекислого газа за установленный период времени).
Выбросы углекислого газа ведут к нагреванию атмосферы. При этом ученые неоднократно сообщали, что повышение температуры более чем на 1,5 ° C по сравнению с доиндустриальными уровнями может нанести невосполнимый ущерб окружающей среде. Если ситуация не изменится, в следующем десятилетии выбросов CO2, производимых 10% самых богатых людей, окажется достаточно, чтобы впоследствии спровоцировать повышение температуры на 1,5 ° C, даже если остальной мир немедленно сократит свои выбросы до нуля, утверждают сотрудники Oxfam.
Как отмечают авторы отчета, несправедливо позволять развитым странам и их обеспеченным гражданам потреблять намного больше, чем бедным. В то время как планета движется к возобновляемым источникам энергии и люди постепенно отказываются от ископаемого топлива, лучше, чтобы любые выбросы, которые по-прежнему неизбежны, были результатом попыток предоставить малообеспеченным доступ к основным удобствам.
«Наилучшая возможная, морально оправданная цель — чтобы все человечество жило достойной жизнью, однако [углеродный бюджет] уже израсходован богатыми, чтобы стать еще богаче. <…> Речь идет не о людях, которые раз в год летают с семьей в отпуск, а о людях, которые ежемесячно путешествуют на дальние расстояния, — и это довольно небольшая группа», — добавил Гор.
По его словам, именно транспорт — один из ключевых факторов в сложившейся ситуации: так, богачи демонстрируют тенденцию ездить на больших внедорожниках. Поэтому эксперты предлагают повысить «налоги на роскошь» и даже ввести сбор для часто летающих клиентов авиакомпаний, а вырученные средства направить в том числе на улучшение положение бедных слоев населения.
Что касается пандемии Covid-19 и введенных в связи с ней ограничений и «локдаунов», на которые экоактивисты возлагали большие надежды, то, по мнению специалистов, общее воздействие коронавируса на углеродный бюджет, вероятно, будет незначительным: после отмены карантинных мер прежние уровни выбросов практически восстановились.