/ Новости сайта / Космос / Рекорд скорости: астрономы открыли миллион галактик за две недели
03.12.2020

Рекорд скорости: астрономы открыли миллион галактик за две недели

Австралийские радиоастрономы менее чем за две недели обследовали 83% неба и открыли миллион новых галактик. Ещё недавно учёные и мечтать не могли о подобных скоростях.

Достижение описано в научной статье, опубликованной в журнале Publications of the Astronomical Society of Australia.

Исследователи использовали новейший радиотелескоп ASKAP. Одна из его особенностей – огромное поле зрения. Оно в десятки раз больше, чем у других телескопов сравнимой чувствительности.

Чтобы охватить все доступные области неба (а это 83% небесной сферы), ASKAP потребовалось всего 903 отдельных изображения. Благодаря этому инструмент завершил обследование всего доступного неба менее чем за триста часов.

Недаром новый обзор получил название Rapid ASKAP Continuum Survey (RASP), то есть быстрый непрерывный обзор с помощью ASKAP. Он действительно быстрый, ведь ещё недавно исследования такого масштаба занимали годы.

Оборотная сторона этой скорости – огромные объёмы данных. Количество байт, которое телескоп генерирует в секунду, превосходит объёмы интернет-трафика всей Австралии (!). Для обзора RASP было собрано 13,5 эксабайта необработанных данных. Эта бездна информации обрабатывалась суперкомпьютерами почти в реальном времени. После обработки новая карта Вселенной заняла "всего" 26 терабайт.

После всего лишь двухнедельного обзора неба астрономы нанесли на карты три миллиона галактик.

По чувствительности (способности фиксировать тусклые объекты) RASP превосходит лучшие предыдущие обзоры тех же участков неба в пять раз. По разрешающей способности (способности различать тонкие детали изображения) он превосходит аналоги вдвое.

В итоге исследователи распознали на изображениях около трёх миллионов галактик. Учёные определили их координаты и проверили, попадали ли они прежде в поле зрения астрономов. Оказалось, что около трети обнаруженных галактик не значится ни в каких каталогах. То есть они были открыты благодаря обзору RASP.

К слову, полученные изображения неба и каталог наблюдавшихся галактик будут размещены в открытом доступе на сайте CSIRO Data Access Portal.

Добавим, что это только начало работы. Астрономы уже планируют провести новый обзор с помощью радиотелескопа ASKAP. Он займёт больше времени, зато позволит достичь большей чувствительности. В результате учёные надеются нанести на карту десятки миллионов галактик.