/ Новости сайта / Наука и Технологии / Биологи нашли микробов, живущих на километр ниже морского дна
07.12.2020

Биологи нашли микробов, живущих на километр ниже морского дна

На глубине почти 1200 метров ниже океанского дна, там, где температура породы достигает 120 °C, ученые обнаружили массу живых и активных микроорганизмов-«гипертермофилов».

Привычную нам жизнь на Земле сопровождает обширная «темная биосфера» — крайне необычные сообщества экзотических организмов, населяющих литосферу планеты. Они не так многочисленны, как обитатели поверхности, но в целом составляют огромную массу, жизнь которой почти не исследована. Изучение этих микробов затрудняется еще и тем, что в норме они требуют экстремальных условий культивирования, да и добыть их с глубины совсем непросто.

Не так давно ученые добыли такие микроорганизмы с глубины 700-800 метров ниже дна Индийского океана. А авторам новой работы удалось добраться ниже километра, где температура достигает 120 °C, — и все равно найти жизнь. Об этом большая международная команда во главе с Каем-Уве Хинриксом (Kai-Uwe Hinrichs) из Бременского университета пишет в статье, опубликованной в журнале Science.

Ученые провели бурение в Нанкайской впадине, протянувшейся почти на 900 километров вдоль восточного берега японского острова Хонсю. Экспедиция, прошедшая на борту японского исследовательского судна Chinkyu, смогла поднять образцы с глубины почти 1200 метров ниже океанского дна. В этой зоне Филиппинская литосферная плита взаимодействует с Евразийской, и это один из самых сейсмически активных регионов на планете. Поэтому и температура с глубиной растет быстрее обычного, позволяя ученым ограничиться «всего лишь» 1000-метровым бурением для того, чтобы достичь областей, нагретых выше 100 °С.

«Прежде лишь считаные бурения достигали такой глубины, на которой температура осадочных пород превышала 30 °С, — говорит профессор Хинрикс. — Цель нашей экспедиции T-Limit состояла в том, чтобы пробуриться на 1000 метров, в породы с температурой до 120 °С, — и мы преуспели». Работы проводили на глубине моря около 4800 метров, бур достиг 1180 метров ниже уровня дна. Анализируя поднятые образцы, ученые заметили, что с ростом глубины плотность микробного населения падает, а когда температура окружающей породы превышает 45 °С, практически исчезает.

Далее тянутся слои, почти лишенные живых клеток: при 50 °С их количество не превышает 100 на кубический сантиметр. Однако вместе с тем начинает повышаться присутствие бактериальных эндоспор — покоящихся форм, способных пережидать самые неблагоприятные условия. Их число достигало максимума при температуре около 85 °С, в 6000 раз превышая количество обычных вегетативных клеток. Ученые предполагают, что таким образом некоторые микробы способны дожидаться подходящих условий весьма долгое время, сравнимое с временными масштабами геологических процессов, — и переходить к вегетативному развитию, как только обстоятельства изменятся к лучшему.