/ Новости сайта / Тайны истории / ДНК из слуховых косточек индейцев рассказала об истории заселения Карибских островов
24.12.2020

Генетическое исследование показало, что Карибские острова были заселены двумя группами древних индейцев из Центральной и Южной Америки. Около трех тысяч лет назад одна из них почти полностью заместила другую. Статью с описанием исследования опубликовал научный журнал Nature.

"Это открытие резко поменяло все наши представления об истории Карибских островов. К примеру, раньше мы считали, что пять разных стилей керамики попали сюда во время новых миграций древних индейцев. Однако оказалось, что их изобрели местные народы, предки которых проникли на Карибы около 2,5–3 тысяч лет назад", – рассказал один из авторов исследования, куратор Музея естественной истории Флориды Уильям Кигэн.

Люди заселили Карибские острова задолго до того, как их достиг Христофор Колумб. В результате европейской колонизации большую часть аборигенов истребили или обратили в рабство. Это осложняет изучение доколумбовой истории Карибских островов.

Ранее в этом году у Кигэна и его коллег вышла статья в научном журнале Scientific Reports, в которой они доказали, что индейцы-карибы действительно обитали на тех островах, которые Колумб посетил во время своих первых экспедиций в Новый Свет. Для этого археологи и историки изучали сотни черепов древних обитателей Багам и соседних островов. Оказалось, что северные Карибские острова населяли три разных группы индейцев из разных регионов Центральной и Южной Америки.

Это открытие заставило Кигэна и его коллег задуматься, были ли эти народы родственны друг другу. Чтобы выяснить это, исследователи собрали образцы костей более 170 древних индейцев, которые жили на Карибах и на побережье нынешней Венесуэлы от 400 до 3000 лет назад.

Несмотря на относительно небольшой возраст этих останков, ДНК в них сохранилась очень плохо. Дело в том, что в теплом и влажном климате тропиков органика из костей вымывается очень быстро. Однако палеогенетики знали, как обойти эту проблему: как они недавно выяснили, даже в таких условиях ДНК сохраняется в слуховых косточках человека.

Поэтому ученые извлекли из этих костей обрывки генома древних индейцев, расшифровали их и сопоставили друг с другом. Благодаря этому ученые не только узнали историю миграций древних индейцев, но и выяснили, что жители очень далеких друг от друга островов, таких как Доминика и Багамы, были прямыми родственниками друг другу.

Ученые выяснили, что Карибские острова были впервые заселены примерно шесть тысяч лет назад. Тогда на острова попали люди, по устройству генома больше всего похожие на древних обитателей Центральной Америки. О них известно не очень много: в частности, они пользовались каменными орудиями труда, а общая численность на Гаити и Кубе, двух крупнейших островах Карибского моря, была относительно небольшой – лишь несколько тысяч человек.

Примерно три тысячи лет назад на Карибы начали проникать индейцы из южноамериканского племени араваков. Их современные потомки даже выжили на некоторых островах региона. Они практически полностью заместили первую группу древних индейцев, последние потомки которой долгое время жили в западных регионах Кубы и при этом почти не контактировали с новыми соседями.

По пока неизвестным причинам следов этой группы древних индейцев нет в ДНК современных жителей Кубы и других Карибских островов. Историки предполагают, что их могли полностью уничтожить уже после прибытия европейцев в Новый Свет и порабощения большей части коренного населения региона.

Что интересно, в отличие от подтвержденных историй Колумба о "карибских каннибалах", на этот раз ученые опровергли одно из заявлений путешественника. Колумб, а вслед за ним и многие испаноязычные летописцы Нового Света, писал, что на Кубе, Гаити и других островах изначально жили миллионы индейцев.

Расчеты палеогенетиков показывают, что численность населения этих островов не превышала 50 тыс. Это ставит под сомнение, что конкистадоры и занесенные ими болезни уничтожили миллионы обитателей Нового Света в ходе первых контактов с ними. Однако, по словам Кигэна и его команды, это не снимает ответственности с европейских колонизаторов за уничтожение уникальной культуры жителей Карибских островов.