Моби Дик или белый кит - история китобойного корабля Эссекс
В 1851 году вышел роман американского писателя Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит». Современникам он не понравился — слишком длинный, слишком нравоучительный, слишком сложный. Прошло более полувека, прежде чем читающая публика по достоинству оценила это произведение. Но ещё больше книга о китобое, одержимом местью белому киту-убийце, полюбилась киношникам. С 1926 по 2015 год она была экранизирована 15 (!) раз. При этом не все знают, что эпическое противостояние человека и сил природы разыгрывалось в реальности: в основу романа легла история настоящего китобойного корабля «Эссекс».
Молодой экипаж
«Эссекс» был довольно старым, но ещё крепким судном с хорошей репутацией: его прежние походы за китами всякий раз оказывались успешными и приносили хорошую прибыль. Его даже прозвали «Счастливчиком». . Поэтому, когда 29-летний Джордж Поллард получил его под своё командование, он был более чем доволен. Он хорошо знал это судно, ведь предыдущие 10 лет он проплавал на нем, пройдя путь от матроса до первого помощника. И вот наконец стал капитаном. Экипаж он подобрал себе под стать. Первому помощнику Оуэну Чейзу исполнилось 23 года, а юнга Томас Никерсон отметил своё 14-летие.
12 августа 1819 года «Эссекс» с 21 человеком на борту вышел из гавани острова Нан-такет (находится в Атлантическом океане у восточного побережья Северной Америки) и отправился на китобойный промысел. Команда планировала 2, 5 года охотиться на китов у западного побережья Южной Америки.
Морская земля
Плавание не задалось сразу. Буквально через пару дней судно сильно пострадало, угодив в шквал, но Поллард решил не возвращаться, а ремонтироваться прямо в пути. У мыса Горн корабль вновь задержался: штормовая погода целых пять недель не давала «Эссексу» двигаться дальше. В общем, в район промысла корабль прибыл с солидным опозданием. И там экипаж ждало большое разочарование: китов было не видно. Поллард раздумывал, что делать дальше, когда ему повстречалось другое китобойное судно: оно направлялось на юг Тихого океана, в новую область для лова, названную «морской землёй». По слухам, вода там просто кипела китами. От идеи тут же устремиться на промысел капитана удерживало лишь расстояние: от точки, где они находились, до «морской земли» было 4 500 километров. Но возвращаться на Нантакет без добычи тоже не хотелось. И «Эссекс» отправился в путь. А по дороге завернул пополнить запасы. Сначала — за водой в эквадорский порт Атакамес, где с судна сбежал один матрос. Потом — на Галапагосские острова, чтобы наловить там гигантских черепах: их способность обходиться без пищи и воды на протяжении года превращали их в идеальный провиант.
С черепахами китобои не прогадали: на островке, где они высадились, те водились в изобилии. Моряки рыскали по сухому лесу и ловили их фактически голыми руками. И тут одному из матросов пришла в голову идея подшутить: он развёл в лесу костёр, чтобы товарищи подумали, будто на острове, кроме них, есть кто-то ещё. Тогда все считали, будто любые земли, удалённые от цивилизации, населяют исключительно каннибалы, а потому от местного населения моряки старались держаться подальше. Шутка не удалась: огонь начал быстро распространяться. Вскоре весь лес был охвачен пламенем, и моряки с большим трудом смогли пробиться к кораблю.
«Эссекс» экстренно отплыл, увозя всего 300 черепах: ничтожный запас для длительного плавания.
Атака кита
До «морской земли» корабль добрался только в ноябре 1820 года. Киты там и правда водились, да вот только китобоям никак не удавалось загарпунить ни одного из них. К тому же местные кашалоты оказались с характером, ноября один из них так «боднул» вельбот с моряками на борту, что тот буквально рассыпался на части. К счастью, люди не пострадали.
20 ноября моряки увидели стаю кашалотов и отправились за ними в погоню на всех трёх лодках сразу. Одним вельботом командовал Оуэн Чейз, двумя другими — капитан Поллард.
Когда лодки отошли на приличное расстояние, команда, оставшаяся на корабле, увидела за бортом огромного кита не менее 26 метров в длину. Он плыл прямо на «Эссекс», увеличивая скорость. Первый удар пришёлся по корме. Судно накренилось, но выдержало удар. Однако кит явно не собирался сдаваться. Он отплыл подальше и начал разгоняться для следующей атаки, целя своей огромной головой прямо в носовую часть «Эссекса».
Этого удара старый корабль уже не перенёс и начал тонуть. Кит скрылся.
Три лодки в океане
В этот момент к «Эссексу» вернулись лодки капитана и его помощника. Люди начали экстренно перетаскивать на вельботы запасы еды и питья. Но им мало что удалось спасти: судно очень быстро ушло под воду. К тому же вельботы не были предназначены для перевозки грузов. Но ещё Меньше они годились для самостоятельного плавания по океану… А между тем до ближайшей суши было 2 000 километров. Но и та, по мнению уцелевших моряков, не могла служить им пристанищем: люди боялись каннибалов. И хотя Поллард призывал своих людей не поддаваться страху и идти к ближайшим Маркизским островам, экипаж не хотел его слышать. Капитан сдался, ведь это из-за него они оказались в столь удалённом районе. В итоге было решено отправиться к берегам Южной Америки. Предстояло пройти порядка 5000 километров.
Спустя месяц 20 человек, измученные жаждой, голодом и обжигающим Солнцем, добрались до необитаемого острова Хендерсон (архипелаг Питкэрн, южная часть Тихого океана). Там они смогли напиться. Но никакой еды, кроме крабов и птичьих яиц, на острове не было. Следовало отправляться дальше. Однако трое китобоев — Томас Чаппел, Сет Уикс и Уильям Райт — решили остаться. А остальные 17 человек 26 декабря 1820 года сели в лодки и двинулись в путь. Они надеялись на лучшее, не подозревая, что начинается самая страшная часть их злоключений…
Людоеды поневоле
10 января 1821 года случилась первая потеря. Скончался второй помощник капитана. Его тело спустили за борт.
Через пару дней грянул шторм, и лодка под командованием Оуэна Чейза отделилась от двух других. В этом вельботе плыли ещё четверо: рулевой, юнга и два матроса. 18 января один из них умер, и, согласно обычаю, его тело похоронили в море. Но когда 8 февраля скончался второй матрос, Чейз предложил оставшимся съесть его. Это позволило продержаться китобоям ещё какое-то время. Через 10 дней юнга сказал, что у него нет больше сил, и предложил убить себя, для того чтобы другие могли выжить. К счастью, его товарищи не приняли этой жертвы. А спустя 3 часа несчастных подобрало британское китобойное судно «Индиан»…
Выбирая жертву
Самый ужасный жребий выпал на долю капитана Полларда. На его вельботах тоже начали умирать люди, и уцелевшие стали питаться их телами. 28 января от 12 человек осталось только 7. А на другой день очередной шторм разметал вельботы по океану: судьба трёх пассажиров одного из них так и осталась неизвестной.
1 февраля уцелевшие четверо под началом Полларда решили тянуть жребий: кому из них жертвовать собой ради спасения других. Роль «еды» досталась 17-летнему Оуэну Коффину. Ужас был в том, что он приходился двоюродным братом капитану. Уходя в плавание, Поллард поклялся матери Коффина, что будет присматривать за юношей. Он тут же предложил заменить собой брата, но тот отказался наотрез…
Следующую жертву, к счастью, выбирать не пришлось: 11 февраля умер один из двух матросов. В итоге на вельботе осталось только два человека.
23 февраля на капитана Полларда и матроса Рамсделла наткнулось китобойное судно «Дофин». Они были спасены. А 5 апреля 1821 года спасательная экспедиция вывезла с острова Хендерсон Чаппела, Уиксаирайта…
Несмотря на чудовищные потрясения, выпавшие на долю семерых выживших членов экипажа «Эссекса», никто из них не изменил своей судьбы. Спустя считанные месяцы они снова вышли в море — на разных судах. Всюду они рассказывали об огромном ките, погубившем их корабль. В конце концов эта история достигла ушей Германа Мелвилла, который в молодости плавал на китобойном судне, и печальная судьба «Эссекса» вдохновила его на написание великого романа…