Шокирующие выставки мумий в Европе
К захоронениям предков во всех странах всегда относились с большим почтением. Исключение составляет Египет. В Средние века местные жители охотно продавали изъятые из гробниц мумии европейцам, которые в свою очередь обходились с ними самым кощунственным образом. Из мумифицированных тел готовили лекарства и краску, а также раздевали, устраивая сомнительные, на наш взгляд, но невероятно популярные ню.
Во всем виноват Наполеон
Египет на протяжении всей своей истории имел тесные связи с европейскими странами, а в отдельные периоды управлялся эфиопами, сирийцами, персами, греками и римлянами — неудивительно, что драгоценности, древние реликвии и исторические памятники времён фараонов становились трофеями захватчиков и активно вывозились из страны на протяжении тысячелетий. Причём сами египтяне также не гнушались тем, чтобы грабить древние гробницы. Однако самое настоящее паломничество в Египет за древними артефактами и в первую очередь за мумиями началось после вторжения в 1798 году Наполеона, чья египетская кампания оказалась громкой, но провальной.
Потерпев поражение при Абукире от флота англичан, войска Наполеона были вынуждены уйти из страны пирамид. Тем не менее, проиграв в военном плане, французы получили серьёзные дивиденды в плане научном. Дело в том, что с армией Наполеона в Египет прибыли 167 учёных, которые впоследствии основали Египетский институт, организовав публикацию научно-популярных работ о прошлом этой удивительной страны. Следом за французами история Древнего Египта, а также его сокровищ и сакральных артефактов заинтересовала научные круги Великобритании. Благодаря активной просветительской деятельности французских и английских учёных в Европе возникла мода на Египет и его историю.
Многие европейские авантюристы, искатели приключений и расхитители гробниц организовали настоящее паломничество в Северную Африку за артефактами, которые затем оседали у аристократов и богатых частных коллекционеров Парижа, Лондона и других европейских столиц. Причём больше всего среди любителей африканских диковинок ценились египетские мумии. Мода на них была колоссальной. Дошло до того, что в 1821 году в Лондоне неподалёку от Пикадилли была воссоздана в натуральную величину гробница знаменитого правителя Древнего Египта фараона Сети I. Лондонцы были в восторге, а популярный поэт Гораций Смит написал по этому поводу сонет «Обращение к мумии».
В то же время сами англичане по неизвестной причине непосредственно к самим мумиям относились без должного уважения. В викторианской Англии вообще одним из самых популярных развлечений знати стало шоу по… разворачиванию мумий.
Спешите полюбоваться трупом!
По данным исторических хроник, в 1820-е годы в Лондоне представители высшего света нередко присылали друг другу приглашения на необычный званый вечер. Обычно в пригласительном билете сообщалось, что лорд такой-то будет рад видеть гостей в своём доме, где он в определённое время будет разворачивать мумию.
В начале вечера устраивали фуршет, а иногда и пышный банкет, после которого начиналось само шоу. В зал торжественно вносили привезённую из Египта мумию и клали её на специально подготовленный стол. Хозяин дома под комментарии гостей, орудуя ножницами, медленно один за другим снимал с мумии бинты, демонстрируя окружающим жуткую картину обнажённого древнего трупа. При этом зрители нередко устраивали своеобразные викторины, пытаясь угадать, что появится из-под очередного слоя бинтов.
В случае нахождения в облачении мумии амулета присутствующие на представлении аристократы разыгрывали его между собой. Когда останки несчастного древнего египтянина были полностью обнажены, гости один за другим выдвигали версии, кем был этот человек при жизни, как сложилась его судьба и отчего он умер. При этом часто тут же организовывались аукционы, на которых хозяин дома разыгрывал искусственные глаза мумии, изготовленные древними мастерами.
Со временем кощунственные развлечения аристократов Великобритании стали доступны и широкой публике. В Лондоне и других крупных городах страны начали одна за другой открываться псевдонаучные выставки, на которых лектор за небольшую плату на потеху публике разворачивал египетские мумии. Как правило, данный процесс сопровождался рассказом об анатомии человека. Больше других сеансами разворачивания мумий прославился известный хирург XIX века Томас Петтигрю, который в ходе публичных шоу «раздел» более 30 мумифицированных тел древних египтян. Лишь в конце XIX века в Европе всерьёз заговорили о необходимости с достойным уважением относиться к египетским мумиям. Однако повышенный интерес к древностям Египта с появлением подобных призывов со страниц газет не пошёл на спад, а лишь возрастал.
Бизнес на костях
Самое грустное в этой историй — отношение самих египтян XIX века к своим далёким предкам. Правда, мумифицированные тела вряд ли были принадлежали предкам людей, населявших страну к тому времени. Длительные периоды правления иностранных завоевателей, а также арабское нашествие практически полностью уничтожили коренной этнос страны, заместив его полукровками и пришлыми арабами. Но, даже учитывая данные обстоятельства, сложно объяснить с моральной точки зрения массовое изъятие мумий древних жителей страны из захоронений и продажу их на рынках иностранцам, преимущественно из европейских стран.
На улицах Каира в первой половине XIX века, по словам европейских путешественников, можно было без проблем приобрести мумию или её части. Писатель Густав Флобер, на чьём письменном столе в качестве амулета длительное время стояла ступня мумии, утверждал, что на рынках Египта он видел корзины, из которых торчали руки, ноги и иные части мумифицированных тел для продажи. В XIX веке среди европейцев, побывавших в Египте, считалось просто неприличным возвратиться в Европу без крокодила в одной руке и мумии в другой.
При этом в самом Египте в Средневековье случались периоды, когда в холодные зимы бедняки вместо дров топили печки мумиями, которых в стране в то время было огромное количество. Дело в том, что древние египтяне любого сословия всю жизнь копили деньги, чтобы после кончины подвергнуть своё тело мумификации. За тысячелетия это позволило скопиться на территории Египта невероятному количеству мумифицированных останков человеческих тел. При этом до начала моды на сеансы с разворачиванием мумий в Европе из их частей и облачения изготавливали лекарства, которые, как считалось, лечат от всех болезней, и делали популярную коричневую краску для художников. Для этих целей мумии из Египта в Европу вывозились чуть ли не железнодорожными составами.
Страшная месть
Остановить это варварство, как ни странно, помогли сами мумии. Подсознательно европейцы, безусловно, чувствовали, что поступают кощунственно и рано или поздно за их недостойное отношение к телам древних египтян придёт справедливая расплата.
Спусковым крючком от повального увлечения мумиями к паническому страху при любом их упоминании послужило открытие гробницы Тутанхамона в 1922 году. Событие было громким, о нём писали все газеты Старого Света. Публика была в восторге. Правда, недолго. Вскоре после обнаружения захоронения молодого фараона в гостинице «Континенталь» в Каире неожиданно без видимых причин, по официальной версии от воспаления лёгких, умер лорд Джордж Карнарвон, финансировавший раскопки. В прессе тут же заговорили о проклятии мумии.
С того момента журналисты взяли под контроль жизнь всех участников открытия захоронения Тутанхамона. Ожидания сенсации оправдались. В течение нескольких лет скоропостижно скончалось 13 человек, непосредственно участвовавших в раскопках. Всего же жертвой мумии Тутанхамона стали 22 человека. История с проклятием фараона заставила публику вспомнить популярные с середины XIX литературные произведения о мумиях, мстивших своим обидчикам: «Тайна египетской пирамиды» Агаты Кристи, «Мумия» Мэри Шелли, «Проклятие мумии» Луизы Мэй Олкотт, «Фарос-египтянин» Гая Бутби, «Скарабей» Ричарда Маша, «Египетские истории о привидениях» и многие другие.
С появлением кинематографа первые фильмы ужасов также были посвящены историям с мстительными мумиями. Таким образом, благодаря писателям и кинематографистам фанатичный интерес к мумиям и иным артефактам Древнего Египта сменился в Европе леденящим душу страхом и многочисленными бытовыми суевериями.