/ Новости сайта / Климат и Экология / Появление "красных приливов" связали со стабильностью среды
06.03.2021

Появление "красных приливов" связали со стабильностью среды

Оценка: 0.0    239 0 Климат и Экология

"Красные приливы", которые возникают из-за бурного цветения водорослей-динофлагеллят в прибрежных водах морей, происходят только в том случае, температура, соленость и другие параметры среды долго не меняются. К такому выводу пришли биологи, которые наблюдали за полутора десятками подобных явлений. Результаты исследования опубликовал научный журнал Estuarine, Coastal and Shelf Science, кратко об этом пишет пресс-служба Российского научного фонда (РНФ).

Как правило, вода "зацветает" из-за бурых или сине-зеленых водорослей, а также фотосинтезирующих бактерий, которые обитают как в пресной, так и в соленой воде. Когда они начинают бурно размножаться, в воде появляются обширные яркие пятна, заполненные огромным количеством этих микроорганизмов. Подобное явление угрожает здоровью людей и животных из-за токсинов, которые водоросли выделяют в воду, чтбы расчистить жизненное пространство от конкурентов.

Ученые предполагают, что из-за глобального потепления и роста средней температуры воды водоросли будут зацветать все чаще. Соответственно, они станут опаснее для обитателей озер, рек, морей и людей. "Красные приливы" у берегов США и России (в районе Камчатки) уже привели к массовой гибели рыбы, птиц и животных, которых отравили продукты жизнедеятельности водорослей.

Сергей Скарлато из Института цитологии РАН и его коллеги уже несколько лет изучают жизненный цикл одного из виновников подобных экологических катастроф – динофлагеллятов вида Prorocentrum cordatum. Бурное размножение этих водорослей и вызывает так называемые "красные приливы".

При определенном изменении в состоянии окружающей среды, в том числе при взбалтывании воды или при изменении уровня ее солености эта водоросль уходит в своеобразную "спячку". Узнав об этом, ученые задумались, при каких условиях эти водоросли начинают цвести и что может этому помешать.

В ходе нового исследвоания биологи детально изучили обстоятельства, при которых в водах Балтийского моря в промежутке между 1988 и 2016 годами произошли 15 "красных приливов". Они оценили, как интенсивность подобных явлений зависела от различных физико-химических факторов.

Оказалось, что "красные приливы" происходили только в тех случаях, когда в море возникали достаточно стабильные условия, сохранявшиеся на протяжении нескольких недель. Ученые пока не могут сказать точную причину подобного явления. Они предполагают, что стабильные условия среды помогают формироваться взаимодействиям между фитопланктоном и другими организмами, которые благоприятствуют цветению. Подтвердить свою гипотезу биологи планируют проверить в ходе дальнейших наблюдений за этим явлением.