В России нашли южноафриканский вариант коронавируса. Что это предвещает?
Роспотребнадзор сообщил, что в двух пробах, взятых у больных COVID-19, обнаружен южноафриканский вариант коронавируса. Еще у 28 человек — британский вариант. Бразильский вариант более чем в 8 тыс. образцах не встречался. ТАСС — о том, что это за варианты и почему их появление в стране — тревожная новость
Что такое варианты вируса
Проникнув в клетки хозяина, вирусы заставляют их производить новые копии себя. В процессе постоянно возникают ошибки — мутации. Из-за этого получившиеся вирусные частицы отличаются от той, которая инфицировала клетку, и друг от друга.
Большинство мутаций либо не влияют на вирус, либо вредят. Но изредка мутации дают преимущество, например позволяют ускользнуть от иммунной системы или облегчают заражение клеток. Такие мутации могут закрепиться — тогда и говорят о новом варианте.
Часто варианты отличаются не одной мутацией, а целым набором. Не так-то просто определить, что эти мутации меняют по отдельности, зато бывает заметно, что обладающий ими вирус "ведет себя" иначе: заражает переболевших, чаще приводит к смерти и т.п. Это новый штамм. Впрочем, в науке нет устоявшегося определения штамма, и в таких случаях тоже обычно говорят о вариантах.
Какие варианты есть у коронавируса
У SARS-CoV-2 много вариантов, но чаще всего обсуждают три: так называемые британский, южноафриканский и бразильский (они также известны как B.1.1.7, B.1.351 и P.1). Судя по предварительным оценкам, эти разновидности опаснее исходного коронавируса, который обнаружили в конце 2019 года в Китае.
- B.1.1.7 примерно в полтора-два раза более заразен и в 1,64 раза чаще приводит к смерти. Также с этим вариантом несколько хуже справляются антитела переболевших и вакцинированных людей, но риск повторного заражения из-за этого не повышается.
- B.1.351 заразнее в полтора раза. Чаще ли этот вариант вызывает тяжелый COVID-19 и приводит к смерти, пока непонятно. Зато B.1.351 успешнее скрывается от иммунной системы. Южноафриканский вариант способен повторно заразить некоторых переболевших и вакцинированных, но можно надеяться, что в таких случаях обойдется без госпитализации.
- P.1 может быть в 1,4–2,2 раза более заразным и иногда способен ускользать от иммунной системы. Эти выводы сделаны после лабораторных экспериментов и обработки данных из бразильского города Манаус. Манаус сильно пострадал в первую волну пандемии. По некоторым оценкам, там должен был сформироваться коллективный иммунитет, но в январе число новых случаев стало стремительно увеличиваться.
- Еще несколько разновидностей SARS-CoV-2 также выглядят настораживающе. Например, в США обнаружен британский вариант B.1.1.7 с мутацией E484K, которая, предположительно, позволяет южноафриканскому и бразильскому вариантам преодолевать защиту, сформированную после болезни или вакцинации. Но этот вариант еще не успел распространиться, и неясно, удастся ли ему это сделать.
Как новые варианты влияют на ход пандемии
Новые варианты добавляют проблем. В 2020 году вирус удавалось сдерживать с помощью карантинов и более мягких ограничений. Если говорить научным языком, то основная задача — опустить индекс воспроизводства R ниже единицы. Это значит, что каждый зараженный в среднем инфицирует меньше одного человека. Британский вариант увеличивает R на 0,5–0,7. То есть там, где волна пандемии раньше пошла бы на спад, из-за нового варианта она, наоборот, будет подниматься. Постепенно более заразные варианты способны вытеснить все остальные. Это и происходит во многих странах.
Страны, в которых распространяются новые варианты коронавируса, сталкиваются с необходимостью ужесточить карантины и ускорить вакцинацию. Но и то и другое осуществить сложно. Люди устали и все чаще протестуют против ограничений, иногда их разгоняют силой. Вакцин не хватает. Те, что есть, вероятно, придется дорабатывать (также некоторые разработчики проверяют, помогает ли дополнительная доза). Это занимает время, усложняет производство и логистику.
Ранее российские специалисты заявляли об эффективности отечественных вакцин против новых вариантов (1, 2, 3).
Многие люди вообще не хотят прививаться, особенно когда слышат, что эффективность одобренных препаратов снижается из-за новых вариантов SARS-CoV-2 (вакцина, вероятно, все же предотвратит осложнения и смерть, но это ускользает от внимания) и что вакцинацию некоторыми препаратами приостанавливают из-за возможных побочных эффектов (это обычное дело, и пока что проверки не выявили ничего серьезного, но осадок остается).
Судя по всему, B.1.1.7, B.1.351, P.1 — одна из главных причин новых вспышек COVID-19 в странах, где они распространились. Если с началом массовой вакцинации конец пандемии казался близким, то теперь прогнозы, вероятно, следует пересмотреть.
Почему новые варианты появились только сейчас
SARS-CoV-2 — сам по себе достаточно заразный вирус. В первые месяцы пандемии ему не нужны были ухищрения, чтобы инфицировать людей. Но по мере того, как люди приобретают иммунитет после болезни или вакцинации, SARS-CoV-2 все труднее найти новых хозяев. Иными словами, вирус испытывает эволюционное давление, и оно будет только нарастать.
Эволюцию коронавируса невозможно остановить или хотя бы повернуть так, как нам хочется. Не получится даже учесть все факторы, которые ее направляют. Мы можем только оставить SARS-CoV-2 меньше шансов. Чем реже люди заражаются, тем ниже вероятность, что полезная мутация появится и закрепится. Поэтому нужно вакцинироваться, носить маску и соблюдать другие меры предосторожности, как бы они ни надоели.