/ Новости сайта / Космос / На Юпитере обнаружили невероятно мощные стратосферные ветра
27.03.2021

На Юпитере обнаружили невероятно мощные стратосферные ветра

Используя телескопы обсерватории ALMA астрономы смогли обнаружить невероятно мощные ветра вблизи полюсов Юпитера. Их скорость достигает 1450 километров в час.

Вихри в атмосфере Юпитера поражают своим размахом. Но даже астрономы не ожидали, что скорость ветра в струй газа на этой планете может достигать 1450 км/ч

Юпитер известен своими удивительными атмосферными явлениями, такими как Большое красное пятно. Вблизи  полюсов этой планеты-гигианта астрономы также фиксируют яркие утренние сияния, известные как авроры, которые, по-видимому, связаны с сильными ветрами в верхних слоях атмосферы.

Но до сих пор исследователям никогда не удавалось измерить физические характеристики, такие как скорость и направление, ветров в стратосфере, расположенной между скрытыми от глаз внутренними слоями и открытыми внешними. Измерение скорости ветра в стратосфере Юпитера с помощью методов слежения за облаками невозможно из-за отсутствия облаков в интересующей ученых части атмосферы.

Однако астрономы получили альтернативный измерительный прибор в виде кометы Шумейкеров-Леви-9, которая в 1994 году эффектно столкнулась с газовым гигантом. Это столкновение породило новые молекулы в стратосфере Юпитера, где они с тех пор движутся вместе с ветрами. Группа исследователей из Университета Бордо во Франции смогла отследить движение одной из таких молекул — цианистого водорода — и проанализировать движение стратосферных струй на Юпитере. Ученые используют слово «струи» для обозначения узких полос ветра в атмосфере.

В результате астрономы получили впечатляющие данные. Они зафиксировали, что некоторые струи движутся в стратосфере газового гиганта со скоростью в 400 метров в секунду или примерно 1450 км/ч. Это в три раза больше скорости ветра в самых сильных торнадо на Земле. Исследование также показало, что эти струи могут вести себя как гигантский вихрь диаметром в четыре наши планеты, и высотой около 900 километров.