В Башкортостане археологи раскрыли тайну древнего кургана с драгоценностями
Завершена обработка и интерпретация материалов, полученных в ходе охранных археологических раскопок в Абзелиловском районе республики. Курган, под которым покоились древние кочевники, в итоге раскрыл свои секреты.
Как сообщили в Научно-производственном центре по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия республики, курганный могильник был известен с 1950-х годов, и число насыпей в нем по разным данным варьировалось от 4 до 20. Однако дистанционные методы позволили выявить и уничтоженные многолетней распашкой курганы. Так, в 2020 году в ходе оцифровки историко-культурных пространств и дальнейшего дистанционного изучения территории специалистами НПЦ был обнаружен огромный некрополь, насчитывающий в своем составе до 50 курганов. Раскопками был изучен один из разрушенных объектов, под которым было найдено 6 захоронений, содержащих в общей сложности 8 скелетных останков. Из них 3 – детских погребения (младенцы возрастом до 9 месяцев), одиночное женское, два парных захоронения мужчины и женщины (25-35 лет) и женщины с ребенком (8-12 лет). Высокая детская смертность – обычное явление в древности, поскольку тогда отсутствовало понятие медицины. В итоге установлено, что курган сооружен еще в эпоху бронзы (17-15 вв. до н.э.).
По словам заведующего филиалом НПЦ – Историко-археологическим и ландшафтным музеем-заповедником «Ирендык» Рамиля Насретдинова, об этом говорит парное захоронение мужчины и женщины, возраст которых колеблется от 25-ти до 40 лет. Антропологический анализ свидетельствует об их вероятной родственности. Кости погребений были хаотично разбросаны по могиле. Возможно, их разбросали уже позже, в ранний железный век, когда в кургане совершали другое парное погребение, датируемое уже савроматским или раннесарматским (прохоровским) временем (VI-IV вв. до н.э.).
Следующее парное захоронение женщины и ребенка (между собой родственны) уникально тем, что содержало в себе интересный погребальный инвентарь. Среди них – глиняный сосуд, целая туша мелкого рогатого скота, бусины из сердолика, стекла, янтаря и раковины, которыми украшалась одежда. Вероятно, к поясу крепился оселок из песчаника со следами заточки железного ножа, который также лежал рядом. Под левой лопаткой расчищено бронзовое зеркало с ручкой, преднамеренно сломанное на три части.
Расчищенные в области головы множество мелкого бисера, тонкая металлическая проволока, а также органический тлен свидетельствует о наличии головного убора. Судя по всему, бисером был украшен головной убор. Спиралевидная бронзовая подвеска в 3,5 оборота, обернутая в золотую фольгу, была преднамеренно раздвоена и уложена к женскому и детскому костяку.
«Уже позже, при обработке материалов с погребения, мы обратили внимание на расколотую полупрозрачную бусину размером 2,5х2 см. На ней, на площадке 1х1,5 см гравировкой изображена сцена кормления жеребенка кобылой. Изумительно подчеркнуты такие мелкие детали, как копыта, грива, хвост, уши и даже ноздри. Лошадь – непременный спутник любого кочевника, благодаря которому покорились огромные пространства. Другая интересная деталь данного парного погребения – округлое отверстие в черепе, в верхней части лобной кости детского погребения, являющееся, судя по всему, следом прижизненной трепанации. Возможно, смерть подростка объясняется хронической легочной инфекцией, следы которой отложились на костях», – поясняет Рамиль Насретдинов.
Еще позже, в период I-III века уже нашей эры в кургане совершено последнее, женское погребение. Оно датируется позднесарматским временем. На это указывает след искусственной деформации черепа. Эта практика была широко распространена по всей Евразийской степи. Возраст погребенной – 18-20 лет. Смерть в столь молодом возрасте, возможно, объясняется хроническим инфекционным заболеванием. На это указывают сильно разрушенные, разъеденные кости позвоночника. Антропологический анализ по заказу НПЦ был проведен старшим научным сотрудником Института этнологии и антропологии им. Н. Миклухо-Маклая РАН Владимиром Куфтериным.
«За год в республике разными специализированными учреждениями раскопками исследуются до десяти памятников археологии. Это очень маленькая цифра, учитывая, что в республике известно до 4 тысяч памятников. В целях сохранения и изучения исследуются именно разрушающиеся объекты. Хотим заверить, что археологические находки после раскопок никуда не исчезают. С ними после обработки можно будет ознакомиться в музеях республики Башкортостан. Только 10% информации мы можем почерпнуть из письменных источников, остальные знания по истории человечества мы получаем благодаря археологическим раскопкам. Поэтому памятники археологии, археологические артефакты подлежат изучению и обработке специалистами, имеющими соответствующую подготовку. В связи с этим, раскопки без специального разрешения, выдаваемого Минкультуры России, являются не законными и строго преследуются законом. Несмотря на определенные прогрессы в исторических реконструкциях, процесс накопления археологической источниковой базы продолжается непрерывно и уже с использованием новых методов», – отметили в НПЦ.