/ Новости сайта / Космос / Существуют ли инопланетяне? Мнение пятерых экспертов
06.07.2021

Существуют ли инопланетяне? Мнение пятерых экспертов

Вокруг доклада Пентагона о НЛО ходит множество слухов. Существуют ли инопланетяне, и можно ли установить с ними связь? Научно-популярное издание задало этот вопрос пяти экспертам: астрофизику, астробиологам, планетологу и специалисту по космическим технологиям. Четверо сошлись во мнении.

Многочисленные слухи насчет доклада Пентагона о неопознанных воздушных объектах начали ходить задолго до публикации его незасекреченной части в конце июня.

Предположительно, документ содержит исчерпывающее описание того, что известно правительству США о неопознанных воздушных явлениях — или неопознанных летающих объектах (НЛО), как их чаще всего называют в народе.

Не так давно The New York Times опубликовала материал, основанный, по словам журналистов, на материале обзора зарегистрированных явлений авторства высокопоставленных официальных лиц, знакомых с содержанием доклада. Эти лица остались анонимными. Согласно источникам газеты, в докладе не описано четкой связи между более сотни инцидентов с участием неопознанных летающих объектов, зарегистрированных в последние два десятилетия, и предположительным посещением Земли инопланетянами.

Если верить источникам The New York Times, у нас по-прежнему нет оснований интерпретировать неопознанные объекты в небе как свидетельство существования инопланетян. Но значит ли это, что их действительно не существует? А если они есть где-нибудь во вселенной, сможем ли мы найти их? Или, может быть, они так сильно от нас отличаются, что мы просто не способны их обнаружить в том смысле, в котором это имело бы для нас значение?

Мы спросили пятерых экспертов.

Четверо из пяти наших экспертов считают, что инопланетяне существуют

Джонти Хорнер (Jonti Horner), астробиолог

Я считаю, что ответ — однозначное «да». Но, на мой взгляд, гораздо более важный вопрос: достаточно ли они близко к нам, чтобы мы смогли их обнаружить?

Космос невероятно велик. За последние несколько десятилетий мы узнали, что почти у каждой звезды в космосе есть планеты. Наша галактика Млечный Путь насчитывает до 400 миллиардов звезд. Если бы у каждой из них было по пять планет, только в нашей галактике оказалось бы два триллиона планет.

А мы знаем, что в космосе больше галактик, чем планет в Млечном Пути. Другими словами, мест, где поселиться, хватает. И при таком большом разнообразии мне трудно поверить, что Земля — единственная планета, на которой есть жизнь, в том числе и разумная, технологически продвинутая.

Но обнаружим ли мы когда-нибудь такую внеземную жизнь? Сложный вопрос. Представьте себе, что на каждый миллиард звезд приходится одна, у которой есть планета, где смогла развиться технологически продвинутая цивилизация, способная выкрикивать о своем существовании в пространство.

Что ж, это будет значить, что в нашей галактике — 400 звезд с технологически продвинутыми цивилизациями. Но наша галактика огромна — 100 000 световых лет из конца в конец. Это настолько много, что в среднем звезды с цивилизациями будут находиться на расстоянии примерно в 10 000 световых лет друг от друга. Для нас это слишком далеко, чтобы уловить сигналы (по крайней мере сегодня), если только они не окажутся намного мощнее тех, что в состоянии послать мы сами!

Так что, хотя я и считаю, что инопланетяне существуют, найти доказательства этому крайне трудно.

Стивен Тингэй (Steven Tingay), астрофизик

Да. Но это, конечно, смелое утверждение. Так что давайте проясним, о чем именно идет речь.

Я считаю, что термин «инопланетянин» охватывает все формы жизни в нашем земном понимании, обитающие в любом другом месте, кроме Земли. При этом сейчас нет полного консенсуса насчет определения жизни. Это очень сложное понятие. Но если бы мы нашли что-то вроде бактерий где угодно вне Земли, я бы классифицировал это как инопланетную жизнь.

Во вселенной — сотни миллиардов галактик, и в каждой из них — миллиарды и миллиарды звезд. У большинства звезд есть как минимум одна планета. Эти системы образуются из богатой смеси элементов, в том числе тех, что считаются необходимыми для возникновения и поддержания жизни. Таким образом, трудно поверить, что особое сочетание условий, которое вылилось в появление жизни на Земле, сложилось только у нас, но не на триллионах других планет во вселенной.

Однако еще не известно, что это за жизнь: нечто вроде бактерий или захватывающая дух «технологически продвинутая цивилизация», с которой мы могли бы наладить общение. Сейчас предпринимаются значительные усилия по поиску инопланетных цивилизаций, которые могут использовать схожие с нами технологии, такие как мощные радиотелескопы, передающие радиоволновые сообщения с далеких планетных систем.

И, конечно, вполне может оказаться, что наше определение жизни слишком узкое, а инопланетяне — где бы они ни были — играют по совсем другим правилам.

Хелен Мэйнард-Кейзли (Helen Maynard-Casely), планетолог

Я придерживаюсь мнения, что это лишь вопрос времени, и рано или поздно мы обнаружим нечто похожее на жизнь за пределами Земли. В последнее время мы все чаще находим в нашей Солнечной системе места, потенциально благоприятные для жизни в том виде, в каком мы ее знаем. Возьмем, например, подледные океаны на Европе и Ганимеде (две большие луны Юпитера): там и температура подходящая, и вода есть, и необходимые минералы.

Но, опять же, это рассуждения через призму нашего земного опыта. Конечно, инопланетная жизнь может очень сильно отличаться от нашей.

Вот почему я так рада, что мы продолжаем изучать луну Сатурна Титан. На поверхности Титана обнаружено очень много интересных молекул, а также активные метеорологические условия, способствующие их распространению, — и это ведь тоже в нашей собственной Солнечной системе. А мы знаем, что в нашей галактике есть и другие планетные системы.

Учитывая все вышесказанное, кажется более или менее неизбежным, что когда-нибудь мы найдем места обитания неких активных биоорганизмов. Смогут ли они с нами поздороваться? Вот это уже другой вопрос.

Ребекка Аллен (Rebecca Allen), эксперт по космическим технологиям

Да, но, вероятно, они не похожи на нас.

По оценкам, только в нашей галактике — более 100 миллиардов планет (около 6 миллиардов потенциально могут быть похожи на Землю). Следовательно, вероятность, что внеземная жизнь существует, практически подтверждена.

Однако, когда мы слышим слово «инопланетянин», на ум обычно приходят какие-то гуманоидные формы жизни. Но ведь даже на Земле преобладающие формы жизни гораздо древнее, меньше по размеру и жизнеспособнее, чем мы. Разумеется, я говорю о микроорганизмах. Эти организмы бросают вызов нашим научным ожиданиям, потому что обитают там, где жизни как будто нечего делать — например, в пепле вокруг вулканических жерл. Готова поспорить, что инопланетная жизнь существует в форме этих «экстремофилов».

На самом деле НАСА недавно отправило астронавтам Международной космической станции компанию крошечных тихоходок (их еще называют «водяными медведями»), чтобы можно было изучить их поведение в экстремальной среде. С учетом того, что в нашей солнечной системе обнаружены ключевые ингредиенты для возникновения жизни, кажется вполне вероятным, что самый устойчивые земные организмы могут быть распространены по всей галактике.

Но что насчет более продвинутой жизни? Дело в том, что космос огромен. Благодаря работе космической обсерватории НАСА мы узнали, что найти другие миры сложно, не говоря уже о том, чтобы понять, похожи ли они на Землю. Вспомните, что на развитие жизни на Земле потребовались миллиарды лет, — и вы поймете, что шанс найти аналогичных нам инопланетян очень невелик.

Но надежда жива, и ученые продолжают с помощью передовых радиотелескопов искать в небе новые необычные сигналы, которые можно принять за попытку коммуникации.

Мартин Ван-Кранендонк (Martin Van-Kranendonk), астробиолог

Простой ответ на этот вопрос — «нет».

Если опираться исключительно на эмпирические данные и предполагать, что вопрос касается любой формы жизни за пределами Земли, не связанной с деятельностью человека, то ответ, насколько мы знаем, должен быть «нет».

Но, конечно, наши знания по этому вопросу ограничены — мы не исследовали каждый уголок вселенной на предмет признаков жизни, и мы даже не знаем, что может представлять собой жизнь в другой химической системе. К тому же даже здесь, на Земле, нет признанного всеми определения жизни на основе углерода.

Так что, пожалуй, более развернутый ответ будет звучать так: мы не знаем. На самом деле не исключено, что мы вообще никогда не сможем ответить на этот вопрос. Но, конечно, сейчас проделывается большая работа, чтобы попытаться это сделать.

Возможно, однажды мы узнаем, есть ли у нас соседи по космическому пространству. Или мы и правда совсем одни? А может, и нет.

Источник:  https://inosmi.ru/