/ Новости сайта / Наука и Технологии / Китайцы выдали новую версию происхождения Homo sapiens
15.07.2021

Китайцы выдали новую версию происхождения Homo sapiens

Оценка: 0.0    1147 2 Наука и Технологии

Сразу несколько научных групп заявили об обнаружении останков вида, переходного между человеком прямоходящим, разумным и его вымершими сородичами. Не исключено, что несколько сестринских эволюционных линий существовали на территории Китая и Ближнего Востока одновременно с Homo sapiens. Все это крайне усложняет историю человеческого рода.

Открытие нового вида людей

В 1933 году при реконструкции моста в китайском городе Харбине нашли практически целый череп древнего человека. Только в 2018-м его передали в Геологический университет провинции Хубей. Описанию находки посвящены три статьи в журнале Innovation.

Череп очень массивный, с архаическими признаками, роднящими его с человеком и прямоходящим, и гейдельбергским. В то же время большой свод вмещал крупный мозг, лицо почти как у нас, только шире. Ряд деталей напоминает черепа, найденные ранее на территории Китая. А вот единственный сохранившийся зуб больше похож на денисовский.

Вся эта гремучая смесь древности и современности не позволила отнести находку ни к одному известному виду сапиенсов, поэтому авторы исследования решили, что это его сестринская линия. Ее назвали Homo longi, что означает "человек-дракон".

Череп находился в слоях, сформировавшихся 800-100 тысяч лет назад. Информация о точном местонахождении, стратиграфии не сохранилась, и чтобы уточнить возраст, ученые проанализировали содержание редких элементов, соотношение изотопов стронция во вкраплениях породы. Сравнили с результатами изучения костей людей и других млекопитающих, предположительно, из тех же горизонтов. Кроме того, датировали микрообразцы из черепа торий-урановым методом. Получилось, что "человеку-дракону" минимум 146 тысяч лет. Тогда на территории Китая обитали люди неизвестного вида, чьи останки обнаружили в Чинньюшане, Дали, пещере Хуалундун. А в высокогорной пещере Байшья жили денисовцы.

Облик "человека-дракона" реконструировали. Это был круглолицый мужчина лет пятидесяти с низким лбом, нависшими надбровными дугами и широким носом. Скорее всего, кожа, волосы и глаза были темными, как у неандертальцев, денисовцев и ранних сапиенсов.

Изображение "человека-дракона". Судя по черепу, этот представитель ранних Homo сочетал в себе архаичные и продвинутые черты, а его зуб напоминает найденные в пещере Байшья и идентифицированный по ДНК как денисовский.

Когда Homo sapiens покинул Африку

Некоторые считают ранних людей в Китае переходными от человека прямоходящего к азиатской линии с современной анатомией. Авторы работы о Homo longi придерживаются другого мнения: "человек-дракон" — самостоятельная ветвь, возникшая в Африке примерно миллион лет назад.

Не имея в руках анализа древней ДНК, ученые применили байесовский подход — математический метод, позволяющий построить эволюционное древо по разнородным исходным данным. Согласно расчетам, человек разумный обитал на территории Китая уже 400 тысяч лет назад. Это противоречит полученными ранее результатам.

Черепа слева направо: Пекинский человек прямоходящий, архаичные люди из пещеры Маба, Чинньюшана, Дали, "человек-дракон". Четыре последних черепа китайские исследователи относят к особой азиатской линии, родственной сапиенсам.

В 1978 году в пещере Апидима на севере Греции при раскопках наткнулись на два неполных человеческих черепа и фрагменты костей. Антропологи определили, что один принадлежал раннему Homo sapiens, другой — неандертальцу. Уран-ториевый метод показал возраст находки — 210 тысяч лет. Это древнейший человек разумный за пределами прародины. Впрочем, некоторые исследователи сомневаются, что черепа из Харбина и Апидимы можно отнести к Homo sapiens, критикуют и датировку.

И вот новая сенсация — в Израиле в пещере Нешер Рамла нашли несколько фрагментов черепа возрастом 140-120 тысяч лет. В них сочетаются архаичные и продвинутые неандертальские черты, поэтому ученые рассматривают их как особую предковую линию этого вида людей. А учитывая общие детали еще с двумя видами людей, напрашивается гипотеза об особой линии предков неандертальцев, обособившейся примерно 400 тысяч лет назад и завершившей свое существование в Нешер Рамла. Тогда же к северу от них в пещерах уже поселились сапиенсы.

Пока история человеческого рода довольно запутанна и далека от завершенности. Виной тому множество находок не только в Европе и Африке, но и на Ближнем Востоке, в Китае. И, безусловно, это не предел. Разная степень сохранности, многообразие методик открывают широкий простор для интерпретаций. Ясно одно: последние 200 тысяч лет планету населяло множество популяций древних людей, среди которых и Homo sapiens. Они активно мигрировали, обменивался технологиями, возможно, и скрещивались.

Находки разных видов Homo. Самые древние — человек прямоходящий и гейдельбергский, им на смену пришли множество популяций людей, возможно, разных видов, сформировавшихся в среднем плейстоцене. Харбинский человек — типичный представитель этого разнообразия.

sub2020 15.07.2021 13:14 [Материал]