/ Новости сайта / Наука и Технологии / Вымирание неандертальцев связано с заболеваниями, вызванными спариванием с людьми
30.07.2021

Существует много предположений о вымирании неандертальцев и причинах их исчезновения 40 000 лет назад. Последние исследования свидетельствуют о том, что они жили бок о бок с современными людьми (Homo sapiens) в течение 5000 лет до своего окончательного исчезновения, причем эти два вида людей довольно часто скрещивались между собой.

Итак, если Homo sapiens и неандертальцы могли мирно сосуществовать так долго, почему они исчезли, а мы остались?

Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Plos One, именно уживчивость с современными людьми могла решить судьбу неандертальцев.

Последнее исследование, опубликованное в журнале Plos One, обнаружило в ДНК неандертальцев признаки гемолитической болезни плода и новорожденных (HDFN). И это заболевание крови, которое они получили в результате размножения с современными людьми, привело к вымиранию неандертальцев.

Вымирание неандертальцев из-за заболевания крови Homo Sapiens

Этот мрачный вывод стал результатом важного открытия, сделанного группой ученых-генетиков из Национального центра научных исследований Франции (CNRS) и Университета Экс-Марсель во Франции. Эти ученые проанализировали группы крови трех неандертальцев, чья ДНК была успешно извлечена и секвенирована из окаменелых образцов костей. Эти неандертальцы не жили вместе, а родились в разное время и в разных местах.

Несмотря на то, что они не были родственниками друг другу, ученые обнаружили, что эти люди несли в своей крови генетический вариант, который делал их очень уязвимыми к заболеванию крови, известному как "гемолитическая болезнь плода и новорожденного", или ГБНП. Это заболевание развивается у будущих матерей, и когда это происходит, оно может быть смертельным для плода или новорожденного.

HDFN может развиться, если у матери и отца несовместимые группы крови. Когда женщина с отрицательной резус-группой крови (A-, B-, O- или AB-) спаривается с мужчиной с положительной резус-группой крови, это может вызвать проблемы при зачатии ребенка с положительной группой крови. Иммунная система матери может воспринять клетки крови плода как чужеродных захватчиков и начать их атаковать. В результате плод или новорожденный может страдать от тяжелой и опасной для жизни формы аменции (то есть недостаточного количества красных кровяных телец для снабжения организма кислородом).

Это происходит не каждый раз, когда спариваются мужчина и женщина с положительной и отрицательной группами крови. У современных людей HDFN встречается примерно в трех случаях из каждых 100 000 родов. Существуют прививки, которые могут помочь значительно снизить риск для будущих матерей и их детей, если известно, что группы крови родителей несовместимы.

HDFN может развиться, если у матери и отца несовместимые группы крови. Когда женщина с отрицательной резус-группой крови (A-, B-, O- или AB-) спаривается с мужчиной с положительной резус-группой крови, это может вызвать проблемы при зачатии ребенка с положительной группой крови. И это, по-видимому, ускорило вымирание неандертальцев.

Но, как ясно показывает новое исследование, риск возникновения этого опасного состояния у неандертальских женщин был гораздо выше, чем у людей, живущих на Земле сегодня.

"Тот факт, что эти формы генов были обнаружены у людей, разделенных 4 000 км и 50 000 лет, говорит о том, что эта генетическая особенность - и риск[анемии плода - была довольно распространена среди неандертальцев, - объясняет ведущий автор исследования Стефан Мазье, популяционный генетик из CNRS.

По словам ученых, у резус-отрицательной матери неандертальца вероятность сильной реакции HDFN была бы выше, если бы она спарилась с резус-положительным современным человеком, а не с неандертальским мужчиной. Именно это увеличение риска, плюс распространенность генетической уязвимости у неандертальцев, позволяет предположить, что скрещивание неандертальцев и Homo sapiens могло привести к резкому увеличению заболеваемости HDFN.

Одна из основных проблем с HDFN заключается в том, что она гораздо чаще возникает у новорожденных после первых родов. Иммунная система сильнее реагирует на "захватчиков", которых она распознает, поэтому резус-отрицательная неандертальская женщина, пытающаяся родить нескольких резус-положительных детей, вряд ли сможет это сделать.

Это могло бы не иметь значения, если бы популяции неандертальцев оставались многочисленными, а скрещивание с современными людьми было относительно редким событием. Но если популяции неандертальцев сокращались по другим причинам, их стратегия самосохранения могла включать более частое спаривание с людьми. Такая стратегия могла скорее обречь их на гибель, чем спасти, если бы рожать становилось все труднее из-за быстро распространяющегося HDFN.

"Эти элементы могли ослабить потомков до такой степени, что это привело бы к их гибели, особенно в сочетании с конкуренцией с Homo sapiens за одну и ту же экологическую нишу", - пишут французские ученые в своей статье на Plos One.

Популяционный крах, вызванный такой динамикой, произошел бы постепенно, именно так, по-видимому, исчезли неандертальцы.

Недавние исследования древнего климата показали, что Северное полушарие пережило две продолжительные и холодные засухи примерно в то время, когда численность неандертальцев начала снижаться. Эти холодные засухи превратили плодородные лесные массивы и богатые пастбища в засушливые ландшафты и усилили конкуренцию за добычу достаточного количества пищи, в чем современные люди были лучше.

l7yzo 31.07.2021 20:54 [Материал]
Даже неандерталец, не пережил встречу с человеком )) Так вот кто виновен в гибели всех великих цивилизаций )))
Проводник 30.07.2021 21:19 [Материал]
Это всего лишь предположения, ничего убедительного. Так и напрашивается вопрос: а свечку кто держал?
xofmann12 30.07.2021 23:53 [Материал]