Загадочные деревянные колья в Канаде оказались одной из самых сложных рыболовных ловушек
Деревянные колья на мелководье у острова Ванкувер годами сбивали с толку историков, пока новое исследование не показало, что они представляют собой древний метод рыбной ловли. Остатки более 150 000 таких палочек регулярно обнажаются во время отлива в канадском устье реки Комокс, у острова Ванкувер. Изучившие их археологи обнаружили, что это то, что осталось от сотен древних рыбных ловушек, установленных там коренными народами Канады около 1300 лет назад.
На выяснение связи этих деревянных кольев с древними жителями Канады потребовались десятилетия, пока археолог Нэнси Грин не предложила свою версию. До работы Грин и других экспертов искусные технологии древних жителей этих регионов оставались незамеченными учеными.
Даже члены сообщества комоксов (народ, проживающий на северном побережье реки Пауэлл острова Ванкувер штата Британская Колумбия в Канаде) не знали, для чего они нужны и как они появились.
Исследователи потратили долгие месяцы, фиксируя расположение обнаженных кольев, которые варьируются от размера большого пальца на мелководье до размера ствола дерева на более глубокой воде. Нанесение их на карту после проведения измерений показало, что они представляют собой одну из самых обширных и сложных из когда-либо обнаруженных местных промысловых операций.
В общей сложности, по прогнозам исследователей, было от 150 000 до 200 000 кольев, которые составили бы ядро из 300 рыбных ловушек на мелководных заболоченных территориях. И такая масштабность наглядно показывает, насколько замечательными инженерами были жившие здесь люди.
Эксперты также отмечают, что ловушки были основаны на глубоком знании поведения рыб, а также больших диапазонов приливов и отливов в регионе. То есть это было впечатляющее сочетание устойчивого рыболовства и контроля над темпами нереста видов.
Древние ловушки для рыбы были выполнены в двух стилях: в форме сердца и в форме шеврона и были облицованы съемными панелями. Это впускало воду, но не позволяло рыбе пройти, так что, когда прилив поднимался, рыба перемещалась в центр ловушки, а когда прилив отступал, рыба оказывалась на мелководье, где ее легко собирали.
Это даже позволяло людям управлять скоростью нереста в местных системах ручьев и гарантировать, что они выловили столько рыбы, сколько нужно для удовлетворения своих потребностей без ущерба для общих запасов. Если скорость нереста оказывалась слишком низкой, то они предпочитали не ловить рыбу, предоставив ей возможность нарастить популяцию.
Но после прибытия западных исследователей, торговцев и поселенцев эта традиция, как и многие другие, были потеряны. Местное население столкнулось с новыми болезнями, которым не смогло противостоять и значительно сократилось (по некоторым оценкам – до 90% коренных жителей погибло). Большинство оставшихся покинули привычные места, будучи насильственно изгнанными с них, чтобы освободить место для западных поселений. Это привело к потере сохранявшихся веками навыков и знаний, которые частично остались лишь в устных историях.