/ Новости сайта / Наука и Технологии / Ученые раскрыли происхождение загадочных «инопланетных» узоров на Земле
23.10.2021

Ученые раскрыли происхождение загадочных «инопланетных» узоров на Земле

Открытие на нашей планете поможет объяснить возникновение еще более странного набора узоров, найденного ранее на Марсе.

Новое исследование, опубликованное в Proceedings of the National Academy of Sciences, впервые раскрывает то, как ледяные иглы создают замысловатые узоры на камнях в различных ландшафтах. Об этом пишет Live Science.

Когда ледяные иглы замерзают, они «толкают» небольшие камни в ту или иную сторону. Со временем камни концентрируются в одном месте, образуя узор. По словам соавтора исследования Бернарда Халлета, геолога Вашингтонского университета, исследование подтверждает более чем столетние научные предположения о взаимосвязи между ледяными иглами и каменными узорами.

Иглы льда образуются, когда существует дисбаланс между температурой влажной почвы и температурой воздуха. Ночью вода в почве вытягивается вверх за счет капиллярного эффекта. Молекулы воды прилипают к стенкам очень узких пор в земле, и когда вода поднимается и попадает в морозный воздух, она превращается в лед, замерзая в кристаллической игольчатой форме.

Иглы льда образуются из влажной пористой почвы. Фото: Quan-Xing Liu

Исследователи покрыли плоский квадрат земли размером 40 см небольшими и равномерно расположенными камнями. Затем они прогнали этот образец через 30 циклов замораживания-оттаивания, позволяя ледяным иголкам образовываться и таять.

Медленно (почти совсем незаметно) поднимающиеся и падающие иголки отодвигали гальку в сторону из-за крошечных экологических дисбалансов, таких как наклон ландшафта. В местах, где камней было очень много, процесс не работал. Камни оставались лежать на том же месте. К концу экспериментов с участком земли ученые заметили узоры, похожие на те, что можно наблюдать в японских садах камней (садах Дзен).

Камни на плоской земле имели тенденцию образовывать петли и завитки, в то время как камни на пологом склоне обычно собирались в ряды.

Ученые отмечают, что не вся почва достаточно пористая, чтобы образовывать ледяные иглы. Лучше всего подходят почвы с высоким содержанием ила или органического вещества. Точно так же не во всех климатах образуются игольчатые льды. Явление встречается только в тех местах, где земля влажная, а воздух быстро остывает.

Слева: почвенные кольца на Шпицбергене, Норвегия. В центре: каменные линии на Мауна-Кеа, Гавайи. Справа: несортированные каменные полосы в Туле, Гренландия. Фото: Bernard Hallet