/ Новости сайта / Природные катаклизмы / Погодные катаклизмы вызывают быстрое и преждевременное старение
24.05.2022

Погодные катаклизмы вызывают быстрое и преждевременное старение

«Экстремальные погодные условия - повседневное «лицо» изменения климата - привели к экономическим потерям на сотни миллиардов долларов, нанесли тяжелый урон жизни и благосостоянию», - говорится в только что опубликованном докладе Всемирной метеорологической организации о состоянии климата на планете в 2021 году.

Ураганов, наводнений, засух, штормов, сильного зноя и аномальных ливней становится все больше. Это - прямое следствие климатических изменений. Самое заметное для каждого из нас. Ну как в обычной жизни мы ощущаем потепление на сотые доли градуса или повышение уровня воды в океане на пару миллиметров? Да никак. А ураган игнорировать не выйдет, знаете ли.

УРАГАН КАК ЭКСПЕРИМЕНТ

Оказывается, кроме очевидной опасности стихийных бедствий есть ещё и скрытая. От них стареют! Быстро. Очень быстро - год идёт за восемь.

Открытие сделали учёные, много лет наблюдающие за обезьянами в карибском раю - на островке Кайо-Сантьяго рядом с Пуэрто-Рико. Несколько лет подряд биологи брали кровь у макак для разных текущих исследований. Приматы эти очень близки к людям генетически и эволюционно, поэтому широко используются в медицинских исследованиях и опытах.

В 2017 году на Кайо-Сантьяго обрушился ураган «Мария». Мощнейший тропический циклон унес тогда три тысячи человеческих жизней на карибских островах. А родным местам макак вызвал настоящую экологическую катастрофу. Снес деревья, стало негде спрятаться в тени от палящего тропического солнца.

Животные выжили - почти все полторы тысячи макак. А учёные поняли, что у них появился уникальный шанс сравнить образцы крови, взятые до урагана, и после. И посмотреть, что изменилось.

Это бесценная возможность увидеть, как влияют на организм стихийные бедствия - тем более что из-за климатических изменений они случаются все чаще, - объясняет Майкл Платт, невролог из Пенсильванского университета.

ОТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ БЫСТРО СТАРЕЮТ

И что же увидели? Весьма грустные вещи, даже сами ученые назвали свои открытия мрачными и депрессивными.

Пережившие ураган макаки моментально постарели на два года (речь идёт о биологическом возрасте). Это по меркам обезьяньего века, который заметно короче нашего. В масштабах человеческой жизни - на 7 - 8 лет.

Представляете? Живете вы себе, отмечаете с друзьями круглую дату, 35 лет. Прилетает ураган (ну или ещё какая-то напасть из небесной канцелярии). Хоп - и вам уже за сорок. По биологическим часам. Конечно, это очень упрощенная аналогия. Но впечатляет, согласитесь.

Давайте вернёмся с обезьяньим анализам. Биологи копнули глубоко, вплоть до секвенирования генома. И обнаружили, что 4% генов после урагана изменились.

Особое внимание авторы исследования уделили иммунной системе - поскольку возникающие в ней с возрастом сбои часто приводят к болезням. Действительно: под воздействием стихии пострадали гены, управляющие правильной работой белков в процессе иммунного ответа. Сбои похожи, например, на те, что приводят к болезни Альцгеймера. А также на гены, связанные с хроническими воспалительными процессами. И то, и другое очень напоминают естественное старение. Только случилось всё быстрее.

Ученые предполагают, что и с людьми во время стихийных бедствий происходит то же самое.

Собственно, медикам и раньше было известно (да и медиком быть не надо, достаточно житейского опыта): сильные психологические травмы и стрессы могут привести к преждевременному старению. Но чтоб показать и доказать вот так, на молекулярном уровне, в стиле «было - стало» - такое сделано впервые.

Исследование поможет лучше понять механизмы старания в принципе, уверен Ноа Снайдер-Маклер, биолог из Университета Аризоны.

ЧТО МНЕ ДОЖДИК ПРОЛИВНОЙ

Любопытный момент. Не все макаки отреагировали на катастрофу одинаково. У одних биологический возраст изменился сильно. У других меньше. А третьим вообще хоть бы что.

Нам предстоит понять, чем отличаются «везучие» макаки от остальных. А главное - можно ли нам с вами использовать те же способы и стать неуязвимыми? - задается интригующим вопросом биолог Марина Уотович из Университета Вашингтона, одна из авторов исследования.

Рабочая гипотеза - все дело не в ДНК или других особенностях организма. А в социальных связях. Именно те макаки, которые во время урагана и в самые тяжелые первые дни после катастрофы не сидели в одиночку, а спасались вместе с собратьями, помогали друг другу, оказались в третьей группе - их иммунная система не пострадала, они не постарели.

Каким образом связано общение и взаимная поддержка в обезьяньем обществе с генами и иммунитетом, ещё предстоит понять. Но версия интересная и поучительная. Песенку помните? «Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной»… Не лирика это вовсе, а научный факт!

Ещё один вопрос, который пока остаётся без ответа: надолго сохраняются изменения в организме и обратимы ли они? Может быть, пройдёт время, и все вернётся, биологический возраст выровняется? Ученые планируют и дальше наблюдать за «ветеранами урагана Мария» - чтобы увидеть, проживут ли они меньше сородичей или на реальную продолжительность жизни поломки в генах не повлияют.

Источник:  https://www.kp.ru/