/ Новости сайта / Наука и Технологии / Выявлена связь грибов с поедающими клетки растений изнутри микроорганизмами
01.12.2022

Выявлена связь грибов с поедающими клетки растений изнутри микроорганизмами

Российские ученые доказали родство грибов с микроорганизмами афелидами, которые питаются внутренностями клеток растений. Об этом в среду сообщила пресс-служба Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Генетики сравнили грибы и афелиды - одноклеточные микроорганизмы-паразиты, которые питаются водорослями, опустошая их клетки изнутри. Ученые относят афелиды к предкам грибов, которые продолжают существовать в водных экосистемах. Однако это родство до исследования "долгое время оставалось неопределенным", уточнили в вузе. Выявленные признаки позволяют его подтвердить.

"Сравнение геномов позволило выявить сходство ферментов, ответственных за синтез хитина у афелид и грибов, и связать общим происхождением их клеточные стенки. В то же время ферменты, способные расщеплять твердые целлюлозные стенки водорослей, практически отсутствуют в геномах афелид. Это наблюдение отражает стратегию питания афелид: они придирчиво поедают лишь внутренности клетки водоросли и оставляют после себя лишь оболочку, твердую стенку", - говорится в сообщении.

Обнаружение доказательств родственных связей между афелидами и грибами позволяет по-новому взглянуть на формирование их эволюционных отличий, считают исследователи.

"Теперь мы знаем, что предок грибов обладал способностью к амебоидной подвижности и питанию фагоцитозом. Эти свойства сохраняются у афелид, но были потеряны настоящими грибами в ходе их специализации к осмотрофному питанию", - приводит пресс-служба МГУ слова научного сотрудника отдела эволюционной биохимии Научно-исследовательского института физико-химической биологии имени А. Н. Белозерского (НИИФХБ) МГУ Кирилла Михайлова.

Специалисты МГУ также обнаружили значительные различия между двумя видами афелид (Amoeboaphelidium protococcarum и Amoeboaphelidium occidentale), которые считались неразличимыми в части морфологии. В процессе эволюции у этих микроорганизмов независимо друг от друга произошла потеря жгутиков, возникли различия в биосинтетических способностях и используемом генетическом коде, отметили в вузе. Результаты работы опубликованы в журнале Current Biology.