/ Новости сайта / Космос / Зонд "Чанъэ-5" обнаружил на Луне следы ранее неизвестных древних извержений вулканов
23.12.2022

Китайские планетологи обнаружили в образцах лунных пород с зонда "Чанъэ-5" несколько фрагментов экзотических для Луны минералов, которые содержат следы целой серии извержений лунных вулканов, о существовании которой геологи раньше не знали. Выводы ученых были опубликованы в статье в журнале Nature Astronomy.

"Мы обнаружили семь частиц экзотических лунных горных пород в образцах самых молодых лунных базальтов, доставленных на Землю зондом "Чанъэ-5". Эти фрагменты попали в Океан Бурь из другого региона Луны, удаленного от точки посадки аппарата на 50-400 километров. Они содержат следы ранее неизвестной серии извержений вулканов, чья магма обладала уникальным химическим составом", - пишут исследователи.

В ноябре 2020 года с космодрома Вэньчан на острове Хайнань была запущена ракета-носитель "Чанчжэн-5". Она отправила на Луну аппарат "Чанъэ-5", который примерно через 23 дня после старта вернулся на Землю, собрав около 2 кг лунной горной породы для изучения специалистами КНР как в научных целях, так и для проекта по подготовке к строительству научно-исследовательской базы.

Группа китайских планетологов под руководством Лю Цзяньчжуна, профессора Института геохимии Китайской академии наук в Пекине, обнаружила в образцах пород с "Чанъэ-5" следы ранее неизвестной серии извержений вулканов, которые происходили на Луне примерно 2 млрд лет назад. Ученые совершили это открытие в ходе изучения структуры и состава свыше 3 тыс. мельчайших фрагментов пород, собранных китайским зондом.

Следы древних лунных вулканов

При проведении этого анализа геологи обнаружили, что в пробах грунта присутствовало сразу семь частиц, не похожих по цвету, форме и другим свойствам на типичные породы того региона Океана Бурь, где совершил посадку в декабре 2020 года китайский лунный зонд. Это заставило ученых детально изучить химический и минеральный состав данных фрагментов.

Последующий анализ этих зерен показал, что они относятся к семи разным типам экзотических лунных горных пород, ближайшие аналоги которых встречаются на расстоянии в 50-400 километров от зоны посадки "Чанъэ-5". Как предполагают ученые, эти экзотические породы были в далеком прошлом выбиты ударами астероидов из тех регионов Луны, где залегают подобные минералы, после чего их частицы упали на поверхность спутника Земли в той точке, где они были впоследствии собраны китайским зондом.

Некоторые эти частицы, по словам ученых, носят вулканическое происхождение, при этом они обладают крайне необычным химическим составом, не характерным для всех других известных образцов лунных вулканических пород. Это говорит о том, что они были порождены ранее неизвестной серией древних извержений лунных вулканов, чья магма и лава обладали уникальным набором свойств.

Как надеются планетологи, последующий анализ образцов с "Чанъэ-5", а также доставка новых проб грунта с Луны на Землю, помогут им найти другие следы этих извержений и породивших их вулканов. Их анализ поможет планетологам дополнить текущие представления исследователей о том, как остывали и "перемешивались" недра Луны после столкновения ее прародителя с нашей планетой, подытожили ученые.