/ Новости сайта / Космос / Астрономы обнаружили «голое» ядро газового гиганта
02.07.2020

Астрономы обнаружили «голое» ядро газового гиганта

Астрономы обнаружили ранее невиданный тип объекта, вращающийся вокруг далекой звезды, — лишенное оболочки ядро планеты TOI 849b. Это открытие может раскрыть тайны гигантских газовых планет, таких как Юпитер и Сатурн.

Юпитер и Сатурн имеют твердое планетарное ядро под толстой оболочкой из водорода и гелия. До сих пор никому не удавалось увидеть, на что похожи эти ядра. В статье, опубликованной в журнале Nature, команда астрономов говорит о том, что она обнаружила каменистые «внутренности» гигантской планеты, у которой отсутствует плотная атмосфера.

Этот странный объект ученые обнаружили в так называемой «нептуновой пустыне». Последние несколько лет астрономы активно изучают и открывают экзопланеты похожие на Землю своим размером. Так, три года назад работая с космическим телескопом Kepler, исследователи разделили небольшие экзопланеты на две группы — суперземли, масса которых превышает земную не более чем в 10 раз, и мининептуны, их масса в десятки раз больше Земли. Эти два типа очень отличаются друг от друга, первые похожи на увеличенные копии нашей планеты, а вторые — это миры-океаны или «карликовые» газовые гиганты. Небесные тела, которые находятся в так называемом «промежутке» между этими группами, попадают в область «нептуновой пустыни».

Работая с телескопом TESS, ученые заметили странный объект TOI 849b. Все дело в том, что его радиус был примерно в 3,5 раза больше, чем у Земли, поэтому астрономы решили, что это типичный мининептун. Однако изучив объект внимательней с помощью спектроскопа HARPS, исследователи обнаружили, что TOI 849b примерно в 39 раз тяжелее Земли, а значит, он не может быть газовой или океанической планетой.

Именно так ученые пришли к выводу, что перед ними было ядро без какой-либо оболочки. Астрономы предполагают, что газовый гигант мог лишиться ее в результате взаимодействий со звездной, столкновения с другой планетой или он просто не успел сформировать свой внешний слой.

«Планета TOI 849b — это тяжелый землеподобный мир, плотность которого эквивалентна плотности нашей планеты. Мы предполагаем, что изначально она была похожа на Юпитер, ее покрывало большое количество гелия и водорода. Их отсутствие говорит о том, что мы имеем дело с оголенным ядром планеты», — рассказал Дэвид Армстронг один из авторов исследования.

Сейчас, когда ученые знают, что существование таких объектов возможно, они могут проверить идеи о том, как развиваются гигантские газовые планеты.

«Мы впервые наткнулись на доказательство того, что такие планеты существуют и их можно найти. У нас есть возможность взглянуть на ядро планеты так, как мы не можем этого сделать в нашей собственной Солнечной системе», — комментируют авторы работы.