24000-летняя резьба по слоновой кости мамонта раскрыла сложные технологии древних мастеров
Команда археологов из Сибирского федерального университета и Новосибирского государственного университета детально воссоздала технологию вырезания орнаментов и скульптур из бивня мамонта. Команда исследовала бусинки и древнюю фигурку животного, найденные на палеолитической стоянке Усть-Кова в Красноярском крае.
Ученые выяснили, что люди более 20 тысяч лет назад использовали сверла, резцы и даже планировочные ножи. Некоторые изделия обладали необычными чертами, показывающими мастерство автора.
Стоянка Усть-Кова находится в устье реки Ковы в Красноярском крае. Это место ученые исследуют еще с середины прошлого века, но значительную часть раскопок археологи сделали в период с 1980 до 2000 годы. С помощью радиоуглеродного анализа исследователи смогли установить, что возраст стоянки составляет более 20 тысяч лет. Наибольший интерес у исследователей вызвали обнаруженные на месте статуэтки животных. Также на стоянке исследователи находили украшения и инструменты из мамонтовой кости. Однако до сих пор было неясно, как древние люди создавали такие предметы искусства и какие технологии использовали для этого.
«Мы исследовали изделия из бивня мамонта, которые ранее обнаружили на территории стоянки Усть-Кова. Это скульптуры мамонта и тюленя, браслеты и бусы разных размеров, созданные примерно 24 тысячи лет назад. Наша научная группа провела детальный микроскопический анализ каждого объекта, чтобы увидеть следы использованных при изготовлении инструментов», — рассказывает один из исследователей, профессор Сибирского федерального университета Николай Дроздов.
Обработав микроскопические снимки статуэток, археологи смогли восстановить древнюю технологию работы с мамонтовой костью в мельчайших деталях. Микроскоп дал возможность увидеть следы различных инструментов на поверхности материала. Авторы показали, что сначала бивень мамонта дробили камнем на части, а затем из мелких пластинок делались бусинки — кость разрезали на прямоугольники и проделывали в их центре отверстия каменным сверлом. Из крупных кусков создавали статуэтки животных: например, для изображения мамонта скульптор выделял ноги и голову с помощью разметочного ножа, а затем снимал лишние участки кости резцом и выводил на фигурке узоры в виде глаз и шерсти.
Команда также проанализировала химический состав находок.Особый интерес ученых вызвали следы темно-красного пигмента на поверхности скульптуры.
Оказалось, что многие свои изделия древние мастера расписывали марганцем и магнием (предположительно, они добывались из соляных пород, расположенных недалеко от стоянки ).
Фигурка мамонта была расписана с одной стороны красным пигментом, а с другой - черным.
В мифологии устькувинцев красный цвет был символом жизни, а черный - смертью.
Исследователи также обнаружили на бусинах несколько слоев пигмента. Они предположили, что украшения использовались много лет и нуждались в регулярном ремонте.