/ Новости сайта / Космос / Бетельгейзе оказалась ближе к Земле и меньше по размерам, чем считали ученые
17.10.2020

Бетельгейзе оказалась ближе к Земле и меньше по размерам, чем считали ученые

Астрофизики измерили точное расстояние до Бетельгейзе и скорость вращения этой звезды. Оказалось, что ее диаметр на треть меньше, чем предполагали ученые, а сама звезда находится на 25% ближе к Земле. Статью с описанием исследования опубликовал Astrophysical Journal.

"Размеры Бетельгейзе всегда были загадкой. Согласно прежним оценкам ее радиус примерно равен расстоянию между Солнцем и Юпитером. Мы выяснили, что он примерно на треть меньше – 750 радиусов Солнца. То есть Бетельгейзе находится всего в 530 световых годах от нас", – рассказал один из авторов статьи, астрофизик из Обсерватории Конкоя (Венгрия) Ласло Молнар.

Бетельгейзе – одна из самых больших и ярких звезд на небе. Она находится в созвездии Ориона. Бетельгейзе можно увидеть невооруженным глазом благодаря тому, что она находится на небольшом расстоянии до Земли, а также ее огромным размерам и массе. Ученые считают, что она тяжелее Солнца в 15-25 раз. До открытия Молнара и его коллег астрономы предполагали, что если бы Бетельгейзе находилась в центре Солнечной системы, ее внешние слои достигали бы примерно тех же областей, где находится орбита Юпитера.

Бетельгейзе находится на последнем этапе звездной эволюции – стадии красного сверхгиганта. Так ученые называют "престарелые" звезды, запасы водорода у которых почти закончились. На этой стадии звезды резко расширяются и начинают сбрасывать вещество внешних оболочек в открытый космос. В результате образуются огромные облака пыли и формируются яркие газопылевые туманности.

В частности, в конце прошлого года яркость Бетельгейзе начала стремительно падать, к январю этого года уменьшившись на 63%. В середине весны светимость звезды вернулась к прежним показателям. Точные причины этого потускнения пока неизвестны. Ученые предполагают, что оно было связано с выбросом мощного облака пыли. Позже Бетельгейзе пережило еще один похожий эпизод, о причинах которого астрономы продолжают спорить.

Новый размер

Молнар и его коллеги попытались выяснить эти причины, наблюдая за Бетельгейзе с помощью коронографа SMEI, который установлен на борту американского спутника "Кориолис". С помощью этого прибора астрономы изучают излучение, которое вырабатывают или отражают объекты вокруг Бетельгейзе, в том числе потенциальные облака из пыли.

Данные SMEI показывают, что второе потускнение Бетельгейзе вызвало не облако пыли, а процессы в недрах светила. Они связаны с тем, как в его ядре проходят термоядерные реакции. Это не означает, что Бетельгейзе скоро превратится в сверхновую, подчеркивают ученые. По их оценкам, это произойдет лишь через 10-100 тыс. лет.

Эти же данные можно использовать для того, чтобы вычислить точные размеры звезды, опираясь на скорость ее вращения, периодические колебания в яркости и некоторые другие параметры. Проведя подобные расчеты, ученые выяснили, что ранее размеры и расстояние до Бетельгейзе были сильно завышены.

В частности, радиус Бетельгейзе исследователи оценили примерно в 3,5 астрономических единицы. Так ученые называют среднее расстояние между Солнцем и Землей. В масштабах Солнечной системы это эквивалентно тому, что граница этой звезды проходила бы не по орбите Юпитера, а через главный пояс астероидов, который находится между Марсом и Юпитером.

Кроме того, эти оценки говорят о том, что Бетельгейзе изначально не могла быть тяжелее Солнца более чем в 19 раз. Это тоже меньше предыдущих максимальных оценок.

По словам исследователей, новые оценки расстояния между Землей и Бетельгейзе не означает, что взрыв сверхновой будет представлять угрозу для жизни на нашей планете. Ученые надеются, что это поможет их будущим коллегам максимально детально изучить одно из самых высокоэнергетических событий во Вселенной с близкого, но безопасного расстояния.

okne 18.10.2020 15:09 [Материал]
ZetaTalk: Солнца Suns
Примечание: записано 15 июля 1995 г.
Солнце возгорается, из темной и инертной материи (скрытой массы), до стабильного процесса горения тысячелетиями, и происходит это по ряду причин. Эта последовательность событий случались везде и часто. Собственно, данная солнечная система вполне стандартна. Этапы следующие. Во-первых, материя и энергия гомогенизируются процессом Большого Взрыва, что соответствует переводу часов в нулевое положение, или, так сказать, началу с чистого листа. Итак, процесс в данной части Вселенной предустановлен. Проистекая из данного большого взрыва, материя и энергия начинают остывать, кристаллизуясь во всевозможные субатомные частицы, которые образуют не только то, под чем люди понимают материю и энергию, но и много большее, например, субчастицы формирующие души. Во время этого процесса застывания протекает немного взаимодействий. Как будто слишком мало участников для того, чтобы проводить соревнование. ''Мелкой рыбешке кусаться негоже''.

Постепенно этот образующий процесс приводит к возникновению планет, вращающихся на орбитах друг вокруг друга. Это происходит вследствие свойства материи к притяжению и отталкиванию другой материи, и, по мере образующего процесса, притяжение порождает движение, но сила отталкивания приводит к хороводу. Представьте танец, в котором все потенциальные партнеры нерешительны. Они приближаются и начинают кружить. Все приходит в движение.

На этом этапе была тьма- "земля была безвидна и пуста", на это ссылается Библия. Так что же начинает свет? Продолжающийся образующий процесс, который со временем создает давление достаточное для начала следующего процесса. Этот процесс превращает материю в энергию - именно то, что происходит внутри Солнца. Люди делают предположения относительно составляющих звезд, они берут за основу легкие элементы, такие как гелий, а в качестве источника энергии - термоядерный котел. И оба предположения неточны. Солнечная масса не возгорится от собственной гравитационной компрессии до тех пор, пока в спектре тяжелых элементов не окажется в достаточном количестве неких ключевых элементов. Существуют мертвые, тлеющие, горящие звезды, и в каждой из них при изначальном формировании заложена своя творящая нота. Люди предполагают, что процесс горения имеет радиоактивную природу потому, что их собственный опыт, связанный с интенсивным выделением тепла и света также производит интенсивную радиацию. Будь это так, не была ли бы Земля отравлена радиацией?

Если от мельчайшего количества того, что люди называют веществом, проистекает такой объем энергии, то и видимое чрезвычайное свечение Солнца возникает от очень малых масс. Разумеется, по мере протекания процесса, Солнце теряет в массе, но в мельчайшем количестве. При существующем положении вещей, этим количеством массы можно пренебречь. Через некоторое время сжатие звезды вызывает два одновременных процесса. Во-первых, масса звезды уменьшается до состояния, когда горение или процесс преобразования начинает замедляться - давление уменьшилось ввиду уменьшения массы. Во-вторых, по мере остывания звезды, ее вещество начинает сжиматься - естественный процесс, известный людям: холодные вещи более плотные, чем горячие. Это и вызывает вторую реакцию умирающей звезды - сверхновая или взрыв. Звезда снова загорается на один и последний раз, но уже в яростной и необузданной вспышке, разметающей оставшиеся частицы.