Медовый зал Одина
Современный город Уппсала находится в нескольких километрах от своего изначального места, сюда он был перенесён в XIII веке. И нет потому, что шведы вдруг возненавидели своё языческое прошлое. Просто река Фюрис, на которой стояла языческая Уппсала, вдруг изменила течение. А как же шведскому викингу жить в городе без большой воды?
Где находилось главное святилище викингов?
Христианство до Швеции добралось достаточно поздно. Отдельные христиане, разумеется, встречались. Но в основном шведы были язычниками. Первым христианским королём Швеции считается Олаф Святой, дочка которого, Ингигерда, стала женой князя Ярослава Мудрого. А первым христианским королём-мучеником был Эрик Святой, правивший страной всего четыре года и ставший легендой после своей смерти. В его время Уппсала ещё стояла на своём месте.
Вынос мощей
При жизни Эрик прославился строительством церкви в Уппсале, участием в колонизации восточной Прибалтики и первым крестовым походом против язычников Финляндии. Но полностью реализоваться в христианском миссионерстве ему не удалось. Борьба за власть в шведском государстве была невообразимая. У Эрика имелось сразу два соперника — Карл из династии Сверкеров и датский родственник Магнус Хенрикссон. О том, кто именно причастен к убийству короля, историки спорят до сих пор.
В 1160 году события развивались так. Король находился на мессе, когда ему донесли, что у стен церкви собралась вооружённая толпа. Эрик отстоял молебен до конца, спокойно вышел из церкви, сел на своего коня, вооружился, приготовился к бою. Бой, по всей видимости, был честным. Но очень неудачным для Эрика. Во время стычки он был сброшен с коня, получил десять тяжёлых ран и смертельный удар в горло, от чего его голова была полностью отсечена от тела. Тело, разумеется, погребли с подобающим почтением в той церкви, которую он построил. На месте, куда отлетела его отрубленная голова, по народной легенде, сразу забил чудодейственный источник. Многие исцелялись.
Но в Уппсале король пролежал недолго. Когда город «переехал», на новом месте сразу воздвигли и новый христианский собор. Туда-то в 1273 году и перенесли раку с мощами Эрика. Но каждый год, точно в дату смерти, 18 мая, и вплоть до конца XVI века жители новой Уппсалы совершали торжественное шествие с мощами короля. Шествие выходило из кафедрального собора, двигалось с пением до старой упсальской церкви, обходило вокруг курганов древних шведских королей и возвращалось в исходную точку, то есть в кафедральный собор. Путь был долгим и утомительным: от собора до старой церкви — пять километров, по дороге вокруг курганов — шесть километров, от церкви до собора — ещё пять километров. Настоящее паломничество.
Пройти этот путь к старой церкви, где был убит Эрик, считалось долгом каждого христианина. И никто уже не помнил, на каком, собственно, странном месте стоит эта старая церковь. И какие именно мертвецы погребены в тамошних курганах.
Языческое капище
Поскольку Уппсала считалась резиденцией королей, то она обросла большим погребальным комплексом — с курганами и руническими камнями. Шведские курганы, очень похожие на новгородские «сопки», относятся к V-IX векам. Известных археологам курганов в старой Уппсале около 800. Практически не изученных — больше тысячи. Самые крупные традиционно связываются с легендарной династией Инглингов, правившей этой землёй до середины VI века. Инглинги вели своё происхождение от самого Фрейра. Согласно легенде, когда боги делили землю, Один получил землю вокруг озера Меларен, на месте будущей Сигтуны, Ньёрд поселился в Ноатуне, Хеймдалль в Химинбьерге, Тор в Трудванге, Бальдр в Брейдаблике, а Фрейр — в Старой Уппсале.
Здесь он возвёл большое и богатое святилище, здесь же он был и погребён. Разумеется, Уппсала считалась священным местом. Три главных кургана, где были упокоены легендарные вожди Аун, Эгиль и Ад и лье, были посвящены богам — Одину, Тору и Фрейру. Эти три главных шведских божества отвечали за три отрасли человеческой жизни. Один, которого изображали как воина, вооружённого волшебным копьём, управлял войнами и давал (или не давал) победу в битве. Тор, с молотом в руке и с поясом силы, управлял воздухом и ветрами, громом и молнией, от него зависел хороший урожай. Фрейр, красавчик с эрегированным фаллосом, бог плодородия, давал мир, любовь и счастье.
Шведские боги, так же как античные, обладали и добрыми, и дурными чертами характера. Тор вступался за слабых, помогал людям, но обожал мериться силой и страдал от обжорства. Фрейр ненавидел войны и ссоры, был мягок характером, но слишком любвеобилен. Один был помешан на тайном знании, ради него он даже лишился собственного глаза и девять суток провисел на ясене Иггдрасиль вниз головой, но любил провоцировать смертных на нехорошие поступки, а потом за это наказывать. Для почитания этих божеств в Уппсале и был возведён языческий храм.
Медовый зал Одина
Как выглядела Уппсала в период расцвета язычества, можно лишь догадываться. В сочинении Адама Бременского «Деяния архиепископов Гамбургской церкви» говорится, что языческий храм шведов стоит на равнине среди холмов (вероятно, это могильные курганы) и хорошо виден издали, поскольку сделан из золота и окружён подвешенной на столбах золотой цепью. Внутри храма сидят на тронах три истукана — Водан (Один), Тор и Фрикко (Фрейр). У каждого из богов имеется свой персональный жрец, который исполняет обряды по случаю войны, голода или свадебных торжеств. Храм окружён священной рощей, в которой есть священный колодец.
Жертвоприношения в Уппсале совершались регулярно. Жертвы умерщвлялись и развешивались, как ёлочные игрушки, в священной роще. Их, по одним сведениям, было 72, по другим — 27 штук, в том числе и человеческие. И девять особей от разных видов живых существ — собак, кошек, лошадей, быков, свиней, овец, петухов. Обряд жертвоприношения длился девять дней — столько, сколько провёл на своём ясене Один. Другой ритуал был связан со священным колодцем, в который бросали избранную человеческую жертву, — если жертва благополучно шла на дно, считалось, что боги её приняли.
Поблизости от храма и рощи располагались место, где проводился тинг — собрание племени, и королевская резиденция. В постройке, представляющей собой так называемый «длинный дом», находился пиршественный «медовый зал». Там пировала местная знать, жрецы, почётные гости, и вместе с ними пировали три восседающих на тронах бога — Один, Тор и Фрейр. В другом подобном здании находилась храмовая кладовая. Там хранились, — подарки богам, которые поступали со всей Швеции, туда же отправлялась та часть военной добычи, которая жертвовалась богам. Богатства, которые награбили в походах морские разбойники, были многочисленны. Их состав можно проследить по погребальному инвентарю курганов — золотые кольца, браслеты, фибулы, шейные гривны, оружие с богато инкрустированными драгоценными камнями рукоятями, золотые накладки на броне и шлемах, выполненные в зверином стиле. Так что золотая цепь на храмовых столбах вполне могла существовать не только в воображении Адама Бременского.
Но христианство положило этому конец раз и навсегда. Археологам достались лишь столбовые ямы. Аналогичные ямы были в 2013 году обнаружены и рядом с курганами. Они идут под прямым углом друг к другу в виде двух полос, первая состоит из 144 столбов и тянется на километр, вторая занимает в длину около 500 метров. Очевидно, в древности это было крупное сооружение высотой до 10 метров, но поскольку столбовые ямы выстроены в один ряд, то учёные склоняются к мысли, что речь может идти о чем-то вроде частокола, а не здания. Да и сам «храм» тоже мог быть не зданием, а площадкой с жертвенниками, окружённой рядом столбов, пусть и с золотой цепью. Ведь Адам языческого святилища не видел, сведения он получил от датского короля, который тоже в Уппсале не был, ему о ней рассказывали послы.