Алтарь бога Пана оказался встроен в стену византийской церкви
Раскапывая руины церкви византийской эпохи, израильские археологи обнаружили, что при ее строительстве одним из камней в церковной стене послужил древний алтарь греческого бога Пана.
Находка была сделана на севере страны, у подножия горного массива Хермон, в археологическом заповеднике Банияс, где в древности располагался город Панеас (Πανειάς) — один из центров почитания Пана. Возможно, в эллинистическую эпоху с этим богом было идентифицировано местное семитское божество. Рядом с городом находилась посвященная Пану пещера, возле которой во времена Селевкидов был выстроен храм. В I веке до н. э. город вошел в царство Ирода Великого, зависимое от Римской империи, и в 3 году до н. э., при правлении его сына Ирода Филиппа, получил название Кесария Филиппова.
Раскопанный храм был построен в классическом романском стиле. Он относится примерно к 400 году, когда бывшее Иудейское царство принадлежало Византии. Руководитель раскопок Ади Эрлих из Института археологии имени Зинмана при Хайфском университете предполагает, что церковь была посвящена описанному евангелистом Матфеем диалогу между Иисусом и его учеником Симоном, когда Иисус дал ему новое имя Пётр, означающее «камень» («Пришед же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: "за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?" <…> Симон же Пётр, отвечая, сказал: "Ты — Христос, Сын Бога Живого", Тогда Иисус сказал ему в ответ: "Блажен ты, Симон, сын Ионин <...> ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах"»).
Пещера и руины храма в Баниясе. Фото: Wikimedia Commons
Базальтовый алтарь Пана, найденный в церковной стене, был вырезан во II или III веке. Хотя древние строители часто повторно использовали материалы из более ранних построек, Ади Эрлих указывает, что в данном случае, возможно, это было сделано специально, чтобы продемонстрировать посрамление языческих богов христианской верой. На алтаре сохранилась надпись: «Афинеон, сын Сосипатра из Антиохии, посвящает алтарь богу Пану Гелиополисскому. Он построил жертвенник на свои личные деньги во исполнение обета». Резчик оказался неумелым, и ему пришлось, чтобы уместить всю надпись в отведенное место, постепенно уменьшать размер букв, и всё равно текст вышел за пределы рамки.
Упоминание Антиохии, расположенной примерно в 400 километрах к северу, указывает, что святилище Пана посещалось паломниками. Интересно и упоминание Гелиополиса. Такое название в эллинистическую эпоху носил город Баальбек на территории современной Сирии. Но главный храм этого города был посвящен не Пану, а Зевсу (Юпитеру). Возможно, Пан Гелиополисский совмещал черты обоих божеств.
Комментарии 1
+1
Nebilung
08.12.2020 12:33
[Материал]
Что только доказывает давно высказанную гипотезу, что практически все древности построены на руинах еще более далекой древности из руин этой самой древности.
Мы постапокалиптическая цивилизация, вопрос только после какого по счету апокалипсиса, приводящего человечество практически в каменный век. |