/ Новости сайта / Наука и Технологии / Генетики впервые расшифровали полные геномы ехидны и утконоса
07.01.2021

Генетики впервые расшифровали полные геномы ехидны и утконоса

Биологи впервые полностью расшифровали геномы ехидн и утконосов – единственных яйцекладущих млекопитающих на Земле. Благодаря этому ученые выяснили, как у этих животных появились уникальных половые хромосомы и некоторые другие необычных черты. Статью с описанием их работы опубликовал научный журнал Nature.

"Анализ полученных данных показывает, что предки яйцекладущих млекопитающих отделились от общего древа эволюции примерно 187 млн лет назад, а предки ехидн и утконосов разделились 55 млн лет назад", – пишут исследователи.

Яйцекладующие – самый древний и примитивный отряд млекопитающих. Они сочетают в себе черты древних рептилий, птиц и звероящеров. В частности, представители отряда откладывают яйца, но при этом выкармливают потомство молоком, у них есть клювы и другие причудливые анатомические черты.

Геном утконоса частично расшифровали в 2008 году. Благодаря его анализу ученые узнали, что у этих млекопитающих есть набор из пяти половых хромосом, которые сцеплены друг с другом особым образом. Структура одной из "женских" хромосом оказалась похожа на Z-хромосому рептилий и птиц.

В ходе нового исследования генетики под руководством профессора Аделаидского университета (Австралия) Франка Грутцнера полностью расшифровали геномы утконосов и ехидн. В результате они выяснили, как и когда появились эти хромосомы, а также узнали историю эволюции первых млекопитающих Земли.

Исследователи не просто прочитали весь геном этих животных, но и выяснили, каким образом он разбит на хромосомы и как они распределены внутри ядра их клеток. Подобные сведения, по словам Грутцнера и его коллег, критически важны для изучения истории эволюции генома, в том числе и того, как возникли уникальные половые хромосомы утоконосов и ехидн.

В общей сложности генетики выделили более 20 и 22 тысяч генов в ДНК утконосов и ехидн. Затем их распределили по 21 нормальным парам хромосом, а также пяти Х-хромосом и пяти Y-хромосом. Сопоставив наборы мелких мутаций и различия в устройстве генов у обоих животных, биологи пришли к выводу, что их предки разделились уже после вымирания динозавров, в начале эоцена, примерно 55 млн лет назад. Их общий предок отделился от предков плацентарных и сумчатых 187 млн лет назад, в первой половине юрского периода. Эти оценки, как отмечают ученые, хорошо согласуются с данными палеонтологов.

Похожесть структуры и формы половых хромосом утконосов и ехидн показывает, что эта уникальная система появилась еще у их общего предка. Ученые предполагают, что изначально эти хромосомы были объединены в необычную кольцеобразную структуру, которая впоследствии распалась на связанные друг с другом части. В пользу этого, в частности, говорит то, что копии генов из последней "мужской" хромосомы Y5 есть и в первой "женской" хромосоме X1.

Грутцнер и его коллеги объясняют, что раньше кольцеобразные объединения хромосом никогда не находили среди животных – их встречали только у растений. Исследователи надеются, что дальнейшее изучение геномов утконосов и ехидн поможет им понять, как возникла эта конфигурация хромосом и узнать другие черты их генома, в том числе то, как яйцекладущие "потеряли" гены, которые отвечают за производство эмали зубов и распознавание горького вкуса.

Проводник 07.01.2021 09:44 [Материал]
Как обычно, ничего конкретного, только лишнее доказательство, что удобные данные подбивают под устоявшиеся теории, которые приносят щедрые гонорары и оклады.

Эти оценки, как отмечают ученые, хорошо согласуются с данными палеонтологов
- всё, что им надо, истина им НЕ нужна. А то, что НЕ согласуетса - в мусорное ведро или "под сукно"?
Тайная Доктрина Блаватской Е.П. даст гораздо больше ответов на вопросы, только не каждый осилит её.

– Ты нашёл, где у этого парня кнопка? – Нет. – Мы разберёмся без тебя. Мы вызовем десяток очкариков-доцентов, они разберут твоего парня по косточкам и… – И ничего не поймут ваши очкарики. – А ты понял? – Да, шеф. – Как? Сколько ты хочешь? – Я же говорю-с ним надо по-человечески. – Тебя здорово изменила эта поездка…