/ Новости сайта / Наука и Технологии / Ученые показали, как вирусы могут помогать своим хозяевам выжить
05.02.2021

Ученые показали, как вирусы могут помогать своим хозяевам выжить

Испанские биологи продемонстрировали, как неблагоприятные условия среды способствуют изменению отношений вируса со своим хозяином ради общего выживания.

В большинстве случаев отношения вируса со своим хозяином ограничиваются простым паразитизмом. Однако иногда даже они способны приносить пользу: например, помогают обмениваться генами некоторым водным микробам. А в 2008-м было показано, что растения, зараженные вирусами мозаики, легче переносят дефицит воды и пересыхание. Новая статья, готовящаяся к публикации в журнале PNAS, демонстрирует, как под действием стрессовых факторов внешней среды вирусы и их хозяева переходят от патогенеза к взаимовыгодному мутуализму — со «злой» на «добрую» сторону.

Ученые из испанского Института биологии интегративных систем (I2SysBio) проводили эксперименты с резуховидкой таля, заражая ее вирусом мозаики репы. Оказалось, такие растения легче выдерживают нехватку влаги — и их шансы на выживание при этом на четверть выше, чем у неинфицированных соседей. «В обычных условиях вирус демонстрирует классический патогенез и приводит к гибели поливаемых растений, — добавляет профессор Сантьяго Елена (Santiago Elena), руководивший исследованием. — Однако если зараженные растения переживают стресс пересыхания, они остаются живыми».

Авторы продолжили эксперименты, инфицируя резуховидки вирусами мозаики, которые сами развивались либо в обычных условиях, либо при дефиците воды, после чего одни растения поливали, а другие снова держали при недостаточном количестве влаги. Выяснилось, что вероятность гибели растения меньше даже в нормальных условиях, если вирусы для него были забраны из условий нехватки воды. По-видимому, они каким-то образом меняют активность собственных генов растения, его транскриптом, что облегчает его выживание.

Сравнив транскриптомы растений, зараженных разными линиями вирусов мозаики, ученые обнаружили, что основные изменения затрагивают работу генов, вовлеченных в регуляцию циркадных ритмов клеточной активности. Возможно, это ведет к более экономному сохранению и расходованию влаги организмом, позволяя ему перенести неблагоприятный период, а вместе с тем выжить самому вирусу. По словам авторов, это первая работа, которая продемонстрировала, как факторы внешней среды способны резко изменять взаимоотношения вирусов и их хозяев.

anku 05.02.2021 12:41 [Материал]
." По-видимому, они каким-то образом меняют активность собственных генов растения, его транскриптом, что облегчает его выживание."
Сейчас мы все иммунологии и вирусологи ,но не надо забывать и о фундаментальных аспектах биологии : вся информация о жизни записана в генах. Вирус ,попадая в организм, вызывает ответ иммунной системы в виде выработки антител ,теперь момент отрезвления - ни один белок, а антитела это специфические белки, не может синтезироваться в организме если информация об этом белке не закодирована в генах. (Вирус несет антигены на них вырабатываются антитела ,выработка антител организмом косвенно доказывает что белки антигены вируса являются свойственными и самому организму) .Так что такое иммунный ответ - это принятие мер по нейтрализации части информации уже имеющейся в организме ,а инициатором этого действия явился вирус "случайно" встретившийся организму.Но мы- то ведь знаем что случайностей не бывает.