В Якутии археологи нашли керамическую курительную трубку и каменное ядро пищали
Якутские археологи подвели итоги 2020 года. Главным его событием стали раскопки в Якутске, которые летом провел Арктический научно-исследовательский центр. Ученые рассказали о самых ценных находках, среди которых оклад дома, многочисленные предметы быта XVIII-XIX веков, а также поделились планами на 2021 год.
Поиск древностей на месте строительства здания Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) на улице Ярославского проводил городской отряд приленской археологической экспедиции. Ученые заложили два раскопа. Из одного площадью 13 на 16 метров и глубиной в 1,5 метра было извлечено более 300 кубометров мокрого грунта, что составляет примерно 300 тонн. На втором, небольшом участке пришлось завершить работы раньше из-за обрушения намокшего грунта.
По словам руководителя раскопок Елены Соловьевой, по факту работы носили спасательный характер и проводить их было непросто. Оказалось, что место богато в первую очередь строительным и бытовым мусором. В нижних слоях почвы поиск исторических ценностей затрудняли слой вечной мерзлоты и надмерзлотные грунтовые воды. Физически тяжелую работу ученым помогали проводить волонтеры и студенты исторического факультета СВФУ из отряда «Диринг».
Нашли ли в Якутске золото?
Самой крупной находкой стал деревянный оклад жилого дома конца XIX — начала XX века. По словам исследователей, с одной стороны, это большая археологическая удача, которая позволит лучше ознакомиться с архитектурой того времени. С другой, дом осложнил работу археологам, поэтому остатки здания разобрали и вывезли.
В ходе раскопок исследователи собрали богатую нумизматическую коллекцию. Для историков такие находки ценны тем, что они могут помочь определить эпоху.
«У нас была рабочая гипотеза, что этот участок в XVII веке был уже заселен. К сожалению, слой XVII века мы не обнаружили, видимо, эти земли тогда были окраиной города. Самые ранние найденные монеты датированы началом XVIII века. В основном нашли разменные медные монеты, серебра и золота среди них нет. Самая мелкая из них — так называемая рубленая проволочная копейка, которая была выпущена в начале правления Петра I. Найдены также сибирские монеты, которые чеканили на Колыванском монетном дворе специально для Сибири и Дальнего Востока. Среди монет XIX века найдены две серебряные», — сообщила Елена Соловьева. Самую многочисленную коллекцию составили монеты 20 века, 1916-1990-х годов. Обнаруженные почти на поверхности рубли и копейки 80-х и 90-х годов, вероятно, выпали из карманов хозяев гаражей, которые стояли на этом участке до начала раскопок.
На месте раскопок ученые обнаружили большое количество бытовой утвари из рога и кости, шерсти и кожи, из дерева и бересты. Как отмечают археологи, в грунтах в Якутии плохо сохраняются такие хрупкие вещи, как керамика. До нас дошли лишь фрагменты тарелок и горшков из обожженной глины. На месте раскопок была обнаружена как привозная гончарная керамика, так и местная лепная. В каждой группе исторических ценностей ученые отмечают соседство русской и якутской культур. К примеру, найденные горшки украшены как традиционно русскими крестообразными узорами, так и национальным якутским арочным орнаментом.
Сюрпризом для экспедиции стала керамическая курительная трубка турецкого типа. По словам якутских ученых, нередко подобные вещи находятся, к примеру, в районе Тобольска и Томска, но в Якутии это первая находка.
«Это своего рода тоже датирующий материал. Известно, что в XVII веке российские правители к табакокурению относились резко отрицательно, существовали определенные санкции для курящих. И только в 1697 году при Петре I было даровано право на табакокурение и ведение табачной торговли. Трубки подобного типа в России появились в начале 18 века, что связано с русско-турецкими войнами», — рассказывает Елена Соловьева.
Более дорогая посуда, найденная здесь, сделана из фарфора и фаянса. На дне некоторых тарелок и чашек можно заметить клеймо производителя. К примеру, на крупном осколке фаянсовой пиалы обнаружено клеймо завода Франца Гарднера, первой частной мануфактуры в России, открывшейся во второй половине 18 века.
Редко в первозданном виде до наших дней доходят изделия из дерева. «Сердце кровью обливалось, когда извлекали деревянные изделия, но из-за того, что не было времени на обработку, они на глазах превращались в труху», — сетует Елена Соловьева. Дело в том, что при контакте с кислородом они быстро разрушаются. Поэтому обычно такие находки сразу помещают в спецраствор для консервации. Таким образом ученые спасли кусок традиционного якутского календаря.
Бывает, что удается обнаружить и хорошо сохранившиеся деревянные вещи. Одна из них, к примеру, — деревянная лопатка, которую руководитель раскопок своими руками достала из глубины в 1,5 метра. Она отметила, что эта историческая кухонная утварь аналогична той, что сегодня можно найти на современной кухне.
Среди предметов культа, кроме крестов-тельников, археологи извлекли из-под земли уникальную коллекцию антропоморфных фигурок, которых ученые отнесли к XVIII веку. Их предназначение еще предстоит установить. Елена Соловьева предположила, что это обереги, аналоги которых были обнаружены в Архангельской области, где люди таким образом изображали предков или божков, которые исполняли роль покровителей, и хранили их в красном углу избы рядом с иконами. По ее словам, возможно, это говорит о том, что в Якутске жил выходец из Архангельской губернии.
«Вопрос, который мне часто задавали во время раскопок в прошлом году: нашли ли вы золото? — с улыбкой говорит Елена Соловьева. — Нет, золото не нашли».
В числе найденных в Якутске изделий из металла амбарный навесной замок, коллекция моделей оловянных лошадок, украшения, а также карманный гасильник для свечей, вероятно, церковных. Как выяснилось, в Якутске XIX века один из горожан был удостоен знака отличия за 20 лет службы, который вручался с 1820 по 1859 год гражданским служащим и военным. К сожалению ученых, не сохранилось ни ленты, ни номера, по которому можно было бы определить владельца.
Были найдены фрагменты слюдяных оконниц с металлическими пластинами. В отличие от стекла, слюда (горная порода) не так хорошо пропускала свет, зато не промерзала даже в условиях якутской зимы. Как отметила Елена Соловьева, после назначения воеводы обычно сразу начинали поиск месторождения слюды поблизости. Россия была основным поставщиком слюды в Европу, где ее называли Vitrum Moscoviticum (московское стекло).
Впервые в Якутии было найдено каменное малокалиберное ядро артиллерийской «одногривенковой» пищали (огнестрельное оружие). Этот вид оружия был завезен в Якутский острог в середине 17 века, это время начала снабжения артиллерией всего северо-востока азиатской части России. Из материалов второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга 1734 года: «Артиллерийские запасы в Якутске составляли 2684 железных ядра — больших и малых, 87 каменных и 20 начиненных ядер»... Правда, как уточнила Елена Соловьева, к концу XVII века в Якутской крепости практически не проводили стрельбы: «Палили два раза год в сторону окраины для острастки местного населения».
Несмотря на интенсивную городскую застройку, культурный слой XVII — первой половины XХ века удалось сохранить.
«До раскопок на Ярославского был опыт раскопок на Логовой, практически на берегу Теплого озера, там был найден культурный слой XVII века. Сейчас мы приходим к выводу, что да, территория была заселена, но, скорее всего, это была окраина и городских построек еще не было. Раскопки 2020 года подтверждают, что, несмотря ни на что, перспективы для археологических исследований в этой части города однозначно есть», — подытожила Елена Соловьева.
«У нас продолжается разрушение объектов культурного наследия»
Мы бы знали больше об истории Якутска, если бы как следует проводилась государственная историко-культурная экспертиза, считают археологи. Согласно федеральному закону об объектах культурного наследия 2015 года, эта процедура обязательна перед началом строительных или мелиоративных работ.
«Сегодня мы не можем, как в Советском Союзе, проводить полномасштабные разведки местности с вертолетами, крупными раскопками, привлечением техники за счет государства. Эта функция сейчас ложится на строителей, благодаря им мы можем обнаруживать памятники и при необходимости проводить охранно-спасательные и научные работы. Именно таким путем в России обнаруживается большинство архитектурных памятников», — говорит научный сотрудник Музея арктической археологии Алексей Ягловский.
Но пока говорить о том, что между учеными и застройщиками налажена взаимосвязь, не приходится. Как уверены ученые, без такой экспертизы памятники истории навеки остаются погребенными под асфальтом.
«Тут есть конфликт интересов: строители хотят как можно быстрее построить, а мы заинтересованы в том, чтобы как можно дольше оно не начиналось. С чего начинается стройка? С возведения забора, за который не заглянешь. И что там происходит — неизвестно. Что остается скрытым под землей, что разрушается в процессе строительства, мы не видим и даже не догадываемся. К сожалению, у нас продолжается разрушение объектов культурного наследия. Буквально несколько лет назад был практически полностью уничтожен Никольский погост, крупнейшее кладбище, известное с XVIII века, фигурирующее еще на первых картах Якутска. Я знаю, что наши коллеги с соседних территорий, из Центральной России плотно изучают древние погосты. В Иркутске даже составили портретную галерею, то есть графическую реконструкцию первых жителей своего города. В Якутске такая возможность уже фактически утрачена, территорию погоста практически застроили, причем стройка продолжается и сейчас», — считает Елена Соловьева.
Как отметил директор Арктического научно-исследовательского центра Юрий Шипицын, благодаря работе департамента по охране памятников культурного наследия республики такие ошибки, как застройка Никольского погоста, больше не должны повторяться.
Охрана и спасение археологических памятников в 2021 году
Сегодня в Якутии, по данным департамента охраны объектов культурного наследия, свыше 1100 памятников археологии, но не все они включены в реестр и отмечены на картах.
«Это существенно затрудняет работу строительных и землеустроительных организаций. В 2020 году мы провели картирование (описание) таких объектов в Намском районе совместно с Институтом гуманитарных исследований, а также в Нижнеколымском районе», — сообщил директор Музея арктической археологии им. С.А. Федосеевой Арктического научно-исследовательского центра Академии наук Якутии Николай Кирьянов.
В 2021 году якутские ученые совместно с коллегами из Москвы и Новосибирска планируют в августе отобрать образцы со знаменитой стоянки Диринг-Юрях для космогенного датирования. Кроме этого, в исследованиях этого археологического памятника также примут участие сотрудники Института мерзлотоведения, географического факультета МГУ, Института географии РАН и Университета Орхуса из Дании.
Предварительное обследование археологи проведут в бассейне нижней и средней Колымы на памятниках Пантейлеха I-IX и Каменка I-II. Собранные здесь объекты каменного века могут рассказать об облике основных приленских культур в арктической зоне. Также в этом году планируется провести научную онлайн-конференцию памяти Светланы Федосеевой, первого директора и организатора Центра арктической археологии и палеоэкологии человека в Якутске.