/ Новости сайта / Тайны истории / Как детёныши хищных динозавров меняли мир под себя
27.02.2021

Как детёныши хищных динозавров меняли мир под себя

Оценка: 0.0    662 0 Тайны истории

Детёныши хищных динозавров буквально перекраивали под себя живой мир, выяснили учёные из США. Конкуренции с толпами голодных и зубастых "подростков" не выдерживали целые виды. И это объясняет, почему в палеонтологической летописи практически нет хищных динозавров среднего размера, есть только гиганты и миниатюрные создания.

Это отсутствие "среднего класса" давно озадачивает биологов. Ведь в современных экосистемах хищники бывают самых разных размеров. Это, впрочем, немудрено, ведь и их жертвы тоже различаются габаритами. Куница с удовольствием полакомится мелкими грызунами, лиса съест зайца, а олень станет добычей волка или тигра.

Специалистам известны останки растительноядных динозавров самых разных размеров. А вот практически все известные хищные ящеры имели массу тела либо менее ста килограммов, либо более тонны.

Можно было бы предположить, что кости рептилий среднего размера реже сохраняются в палеонтологической летописи. Но в таком случае очень трудно объяснить, почему эта закономерность действует только для хищников.

А может быть, экологическую нишу хищников "среднего класса" занимал кто-то ещё? Но кто? Млекопитающие в мезозойскую эру были мелкими: даже у самых крупных видов масса тела не превышала каких-то 15 килограммов. А крокодилообразные рептилии обитали только на берегах водоёмов и не могли серьёзно влиять на наземные экосистемы.

В "размерной линейке" хищных динозавров, в отличие от млекопитающих, зияет явный пробел. Перевод Вести.Ru.
Иллюстрация UNM Biology Department.

Палеонтологи давно подозревали, что нишу хищников среднего размера занимали детёныши крупных динозавров.

Они, как известно, вылуплялись из яиц, а яйцо не может быть слишком большим. Тонкая скорлупа не выдержит массивного содержимого, а толстая не даст эмбриону дышать. Неудивительно, что самые крупные известные зародыши динозавров весили не больше 15 килограммов. Зачастую же будущие гигантские хищники при появлении на свет были и вовсе размером с домашнюю кошку.

Однако детям свойственно расти. Постепенно "милая кроха" набирала вес сначала в десятки, а потом и в сотни килограммов. И всё это время она, естественно, на кого-то охотилась.

"Мы хотели проверить идею, что динозавры по мере своего роста могли [поочерёдно] играть роль нескольких видов, ограничивая количество настоящих видов, которые могли сосуществовать в сообществе", – рассказывает первый автор нового исследования Кэтлин Шрёдер (Katlin Schroeder) из Университета Нью-Мексико.

Эксперты обратились к научной литературе и собрали информацию о 43 экосистемах, включающих в общей сложности более 550 видов динозавров. Этот анализ охватывал все континенты и 136 миллионов лет геологической истории.

Специалисты опирались на темпы роста динозавров, вычисленные по "годовым кольцам" на их костях. Также они учитывали, с какой вероятностью молодой ящер доживал до того или иного возраста (возрастной состав популяций известен благодаря местам массовой одномоментной гибели динозавров).

Расчёты подтвердили, что молодь охотников-гигантов вполне могла занимать всю экологическую нишу хищников среднего размера. Другим видам просто не оставалось в ней места.

"Сообщества динозавров были похожи на торговые центры в субботу днём: они были битком набиты подростками, – поясняет Шрёдер. – Они (подростки – прим. ред.) составляли значительную часть особей вида и оказывали очень существенное влияние на [пищевые] ресурсы, доступные сообществу".

Научная статья с результатами исследования была опубликована в журнале Science.