Новые подробности о падеже оленей в Ямальской тундре
Причину падежа оленей на севере полуострова Ямал выясняют ученые. Специалисты Арктического научно-исследовательского стационара и «Научного центра изучения Арктики» вернулись из экспедиции по Ямальскому району. Еще в конце декабря прошлого года были сделаны точечные исследования снежного покрова, подтвердившие наличие оледенения. Такие климатические явления коснулись арктических регионов всего мира. План работ основывался на данных дистанционного зондирования по материалам космических съемок совместно с научными партнерами из России, Финляндии, Норвегии, Австрии и США.
«Очень мало снега. Статистически его просто мало. Даже те снежные образования, которые формуются при метели, он переносит. Глубокие заносы в тех же оврагах снежные. Было обработано много точек, чтобы утверждать, что снега действительно мало», - сказал Павел Орехов, руководитель экспедиции, сотрудник Арктического научно-исследовательского стационара ИЭРиЖ УрО РАН.
Участники экспедиции, передвигались на Трэколах по маршруту Лабытнанги – разъезд Хралов – Сеяха – Сабетта. Они проехали более 1000 км, заложили 19 исследовательских площадок и 8 комплексных снегомерных профилей. Описали 103 разреза снежной толщи. Сейчас проводится анализ климатических данных осени и зимы для выяснения причин образования неоднородного снежного покрова. Ученые также наблюдали за питанием домашних оленей. В тундре между Сеяхой и Сабеттой оленеводы перешли на вольный выпас рогачей. Животные самостоятельно ищут участки для корма. А это ведет к дроблению стад, их смешению и рассеиванию на большой территории. Такая модель ограничивает возможность подсчета погибших от голода оленей.
«Любые сведения о каком-то массовом падеже - это просто те сведения, которые невозможно верифицировать сейчас. Эти все потери в реальности будут, если они и были в таком количестве, отслежены только в весеннее время, когда оленеводы начнут концертировать свои стада, которые они начнут выдвигаться на весенние, отельные и затем на летние пастбища», - рассказал Александр Волковицкий, сотрудник Арктического научно-исследовательского стационара ИЭРиЖ УрО РАН.