Державы соперничают за завоевание Луны
Пекин намеревается бросить вызов доминирующему положению Вашингтона в космической сфере. Это становится возможным после решения Китая и России построить научную лунную станцию. Что касается Европы и Франции, они стараются не допустить, чтобы их вытеснили на периферию.
Поле соперничества держав расширяется вплоть до Луны. Во вторник Китай и Россия объявили намерение совместно построить станцию на поверхности и орбите спутника Земли. Для Пекина такие планы — не новость: он уже ставил перед собой целью создать научную лунную базу к 2030 году. Как бы то ни было, после объединения с обладающей многолетним опытом Россией он может бросить вызов США, которые десятилетиями лидируют в космической гонке. Бывший президент Дональд Трамп пообещал возвращение человека на Луну в 2024 году с помощью проекта Artemis. Lunar Gateway в свою очередь предусматривает создание небольшой станции на лунной орбите. К проекту уже подключились Канада, Япония и Европейское космическое агентство.
Проектом Пекина и Москвы займутся Китайское национальное космическое управление и Роскосмос. Он будет открыт «для всех заинтересованных стран и международных партнеров», сообщается в пресс-релизе двух ведомств. Как уточняется, «Международная научная лунная станция — комплекс экспериментально-исследовательских средств, создаваемый на поверхности и/или на орбите Луны, предназначенный для проведения многопрофильных и многоцелевых научно-исследовательских работ». Заявленная цель двух стран — «продвигать исследование и использование космического пространства в мирных целях в интересах всего человечества». Данных по бюджету и графику в настоящий момент нет.
За красивыми формулировками скрываются геополитические планы. Завоевание космоса курируется Народно-освободительной армией и является частью планов по общему распространению влияния Китая. Пекин намеревается бросить вызов доминирующему положению Вашингтона в космической сфере. Касательно Луны, он продолжает начатую порядка 10 лет назад программу «Чанъэ». В декабре на Луну приземлился зонд «Чанъэ-5», а в середине февраля на орбиту Марса вышел аппарат «Тяньвэнь-1». Тем не менее в конце февраля НАСА удалось успешно посадить ровер Perseverance на поверхность красной планеты.
Китаю, конечно, не сравниться с техническими и финансовыми ресурсами США (здесь на стороне Вашингтона пятикратное превосходство), но он все же выделяет на космическую программу почти 8 миллиардов долларов. «Китай сейчас присутствует во всех областях, которые изначально были под западным контролем», — отмечает эксперт. В стремлении сократить отставание он делает ставку на международное сотрудничество.
Державы-соперники стремятся обеспечить собственную автономию в космосе. Москва потеряла монополию на отправку людей на МКС после успеха первой миссии американской компании SpaceX. Предприятие Илона Маска также планирует осуществить полет на Луну в 2024 году. Тяжелая ракета-носитель Falcon Heavy должна доставить два первых модуля будущей орбитальной станции НАСА. «Между США и Китаем большой разрыв, который и не думает сокращаться, — считает генерал Жан-Марк Лоран, завкафедрой обороны и авиакосмической отрасли в Институте политических исследований Бордо. — США в силах совершить технологический прорыв».
Зажатые между тремя космическими державами Европа и Франция стремятся не допустить, чтобы их вытеснили на периферию. Как бы то ни было, непоследовательность и дефицит политической воли создают угрозу упадка европейской космической отрасли.