/ Новости сайта / Космос / Сто лет наблюдений открыли тайну редкой звезды
16.03.2021

Сто лет наблюдений открыли тайну редкой звезды

Астрономы смогли обнаружить у переменной звезды типа RV Тельца цикл изменения яркости длительностью 60 лет. В этом ученым помогли наблюдения, которые другие астрономы фиксировали с конца XIX века.

Астрономы изучили одну из самых ярких переменных звезд в нашей галактике и нашли в колебаниях ее яркости длительный цикл. Без использования исторических наблюдений возрастом более 100 лет выявление этой закономерности было бы невозможным

В нашей галактике, согласно подсчетам, существует около 300 звезд типа RV Тельца. Они представляют собой сверхгиганты, которые уже близки к завершению своей жизни — вероятнее всего, их ждет превращение в белые карлики. Из-за своей редкости звезды этого типа не так хорошо изучены астрономами, как того хотелось бы.

Авторы нового исследования решили проанализировать одну из самых ярких переменных типа RV Тельца в Млечном Пути — систему U Единорога. Она расположена на расстоянии в 3600 световых лет от Земли и состоит из двух звезд, которые делают полный оборот друг вокруг друга примерно каждые шесть с половиной лет. «Главная» звезда пары имеет массу в два раза больше Солнца, но ее объем в 100 раз больше, чем у нашего светила. Колебания давления и температуры в центре звезды заставляют ее постоянно расширяться и сжиматься, из-за чего в ее спектре и наблюдаются характерные колебания.

О звезде-компаньоне ученые знают меньше, но считают, что она имеет такую же массу и намного моложе своего «собрата». Холодный диск вокруг обеих звезд состоит из газа и пыли, выброшенных первичной звездой по мере ее эволюции. Используя массив телескопов SMA на Гавайях, авторы нового исследования подсчитали, что этот диск имеет 82 миллиарда километров в поперечнике. Исходя из этого астрономы выяснили максимальное расстояние, на которое могут удалиться две звезды друг от друга — оно составило 870 миллионов километров.

На основе полученных данных ученые смогли составить модель, которая объясняла все колебания яркости системы. Чтобы подтвердить ее, авторы использовали не только наблюдения в радиодиапазоне, но и самые ранние из доступных оптических наблюдений, датируемые 1888 годом. С их помощью исследователи смогли выявить два цикла колебаний яркости звезды длительностью 6,5 и 60 лет.