Кахокия: Потерянный древний мегаполис на территории США
Государственный исторический парк Cahokia Mounds - это место, где находился доколумбовый город коренных американцев (существовавший ок. 1050-1350 гг. н.э.) прямо через реку Миссисипи от современного Сент-Луиса, штат Миссури. Этот исторический парк находится на юго-западе штата Иллинойс между Ист-Сент-Луисом и Коллинзвиллом.
В наши дни в Кахокии, которая сейчас является объектом ЮНЕСКО, все спокойнее. Но возвышающиеся земляные курганы намекают на наследие крупнейшего доколумбового города к северу от Мексики.
Население Кахокии, возможно, достигло 30 000 человек в 1050 году нашей эры, что в то время было больше, чем Париж. В этом огромном городе не было постоянного рынка, что опровергает старые предположения о том, что торговля является организующим принципом всей урбанизации.
Кахокия была скорее культурным центром, чем торговым.
Предположения о том, что коммерция является ключом к городской жизни, давно сформировали западный взгляд на прошлое, объясняет археолог Тимоти Паукетат, который изучал Кахокию на протяжении десятилетий.
"Это определенно предубеждение, которое повлияло на более ранних археологов", - говорит он. При раскопках городов в Месопотамии исследователи нашли доказательства того, что торговля была организующим принципом их развития, а затем обратили тот же взгляд на древние города по всему миру. "Люди подумали, что это должно быть основой для всех ранних городов. Это привело к тому, что многие поколения ученых стали искать подобные вещи повсюду", - говорит Паукетат.
Они не нашли этого в Кахокии, которая, по мнению Паукетата, возможно, была задумана как место для установления моста между мирами живых и мертвых. Для многих культур, корни которых уходят в древнюю Кахокию, "вода - это барьер между миром живых и миром мертвых", - говорит Паукетат. Раскинувшись на ландшафте, сочетающем твердую землю с участками болота, Кахокия, возможно, служила своего рода духовным перекрестком.
"Это город, построенный для того, чтобы разделять воду и сушу. Живые жители селились в самых сухих местах, а в более влажных местах возвышались курганы". Лидарное сканирование местности позволило обнаружить надземные каналы, соединяющие "кварталы" живых и мертвых, физические дорожки, которые буквально соединяли два мира.
И если жизнь на стыке двух миров звучит довольно мрачно, то жители Кахока, похоже, воспринимали свой родной город как праздничное место. В книге "Четыре потерянных города" Ньюитц пишет, что планировщики Кахокии создавали сооружения и общественные пространства, предназначенные исключительно для массовых собраний, места, где отдельные люди были бы охвачены радостью коллективного единения. Самым впечатляющим из всех была 50-акровая Гранд Плаза, где 10 000 и более человек могли собираться на празднования в монументальном пространстве, обрамленном глиняными пирамидами.
"Трудно передать интенсивность, величие, многомерность такого события", - говорит Паукетат. В течение нескольких дней еду и напитки везли в город, где армия поваров кормила людей, прибывающих на праздник. Запасы дичи, ягод, фруктов и овощей становились общим пиром. Гости ночевали во временных жилищах или домах друзей, а затем отправлялись на площадь для танцев, благословений и других мероприятий.
На площади гудящая энергия толпы переходила в коллективный рев, когда зрители делали ставки на поединки в чанки. Игра начиналась, когда игрок катил каменный диск по гладкой поверхности земли. Сотни атлетов бросали свои копья, пока камень подпрыгивал и катился. Победителем становился тот, чье копье вонзалось в камень-чункей, что напоминало массовую игру в бочче со смертоносными снарядами. По словам Паукетата, еще одним зрелищем атлетической грации могли стать башенные столбы, выстроившиеся вдоль Гранд Плаза. Он считает, что мужчины могли взбираться на столбы или привязывать себя к ним для парящих, воздушных танцев - ритуал, который до сих пор практикуется в некоторых районах Мезоамерики, населенных майя. "В мезоамериканской церемонии устанавливаются большие, высокие кипарисовые столбы, и четыре парня, одетые в костюмы людей-птиц, летают вокруг этих столбов", - сказал он. "У нас есть такие столбы в Кахокии".
Бусы из ракушек, перья и тонкая кожа привлекали солнечный свет, когда все надевали свои самые сложные костюмы для таких мероприятий. Кахокийцы любили красную, белую и черную палитру; люди укладывали волосы в замысловатые пучки, ирокезы и шлейфы. Некоторые тела и лица украшали татуировки. Когда вечеринки заканчивались, кахокианцы сметали отходы в ямы, которые теперь служат свидетельством того, что жители ели и пили вместе. Десятилетие назад анализ керамических горшков, найденных археологами в Кахокии, выявил биомаркеры вида остролиста, известного как яупон, единственного растения с кофеином, произрастающего в Северной Америке. Судя по всему, кахокийцы поддерживали праздник отчасти благодаря тому, что ловили кайф. А поскольку ареал произрастания яупона находится в сотнях миль от города, мы знаем, что они приложили немало усилий для его получения.
Это, в свою очередь, могло закрепить место растения в ритуальной жизни. "Отчасти их ценность заключается в сложности их приобретения", - говорит антрополог Патриция Краун, которая руководила анализом сосудов. "Вы должны были иметь связи, чтобы иметь возможность достать вещество, если оно было действительно важно для вашей религиозной системы". Сегодня место древней Кахокии сохранилось под названием Cahokia Mounds State Historic Site, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, где продолжаются археологические работы. Здесь охраняются семьдесят первоначальных курганов, а длинная лестница ведет на вершину кургана Монахов, откуда открывается вид на Гранд-Плаза. Взяв с собой аудиогиды, посетители проходят по 10-километровой тропе, петляющей по лугам, лесам и водно-болотным угодьям.
И снова, как в древние времена, созвездие высоких столбов выравнивается по восходящему солнцу, чтобы измерить проходящие времена года. В интерпретационном центре на территории парка воссозданы сцены здешней жизни, а также представлены каменные орудия труда и керамика, изготовленные умелыми руками кахоков.
В конце концов, жители Кахокии просто решили оставить свой город, видимо, под влиянием сочетания экологических и человеческих факторов, таких как изменение климата, которое подрывало сельское хозяйство, войны или катастрофические наводнения. К 1400 году площади и курганы затихли.
Когда европейцы впервые столкнулись с замечательными курганами в Кахокии, они увидели потерянную цивилизацию. Они задавались вопросом, не построил ли какой-то далекий народ Кахокию, а затем исчез, забрав с собой блестящую культуру и утонченность, которые когда-то процветали здесь. Но люди из Кахокии, конечно же, не исчезли. Они просто ушли, и вместе с ними влияние Кахокии распространилось в отдаленные места, где некоторые из их самых любимых развлечений сохранились до наших дней.