/ Новости сайта / Археология / Чешские антропологи реконструировали внешность двух женщин бронзового века
27.06.2021

Чешские антропологи реконструировали внешность двух женщин бронзового века

Чешские антропологи реконструировали внешность двух женщин бронзового века на основе комплексного палеопатологического и генетического исследования. Их останки обнаружили во время изучения древних выработок в Крумловском лесу в кремневой шахте, использовавшейся со времен среднего палеолита. Ученые создали достоверные объемные портреты женщин и высказали предположение об их эксплуатации в кремневых каменоломнях. Об исследовании и реконструкции сообщает Моравский земский музей.

В 2002 году на каменных месторождениях в лесном массиве в окрестностях Моравски-Крумлов археологи обнаружили в одной из шахт останки двух женщин. Этот регион богат выходами кремня юрского времени не слишком высокого качества. Для того чтобы найти куски камня, пригодные для изготовления орудий, приходилось извлекать из шахт огромное количество породы, что требовало немалых физических усилий.

Первый скелет обнаружили на глубине 6 метров, он принадлежал женщине 30–35 лет ростом 149 сантиметров. Скелет второй женщины нашли на глубине 7 метров, она была немного старше — 35–40 лет, но ниже — около 146 сантиметров. Старшая женщина лежала на спине с закинутыми за голову руками, а на ее груди находились останки новорожденного ребенка. Находки датированы по радиоуглероду 4210 ± 90 годом до нашей эры.

Moravské zemské muzeum / Facebook

Сотрудники Центра антропологических реконструкций Моравского музея под руководством Эвы Ванишковой (Eva Vaníčková) и Мартина Оливы (Martin Oliva) провели комплексное генетическое, палеопатологическое, стоматологическое и изотопное исследование костных останков, найденных на дне шахты-каменоломни в чешской Моравии. Опираясь на результаты, они сделали выводы о физическом состоянии, наследственности и особенностях внешности двух женщин бронзового века и создали их трехмерные реконструкции.
Состояние костей старшей женщины имеет признаки гипоплазии (недоразвития), вызванной анемией, а на некоторых позвонках видны деформации от перегрузок. У младшей женщины также обнаружены признаки гипоплазии на зубах и большеберцовой кости. По мнению ученых, в этом повинны недоедание и стресс во время роста. В то же время установлено, что в последние годы жизни у обеих был нормальный рацион с достаточным количеством белковой и растительной пищи без дефицита минералов и витаминов.

Аллельная группа, выявленная при секвенировании ДНК старшей женщины, с вероятностью 90 процентов гарантирует, что у нее были голубые глаза и светлые волосы. У второй присутствует аллельная группа, обеспечивающая карий или зеленый цвет радужной оболочки глаз и более темные волосы. Тем не менее при существенных внешних отличиях оказалось, что женщины приходились друг другу близкими родственницами (мать и дочь или сестры). В то же время родственная связь с младенцем не установлена.

Moravské zemské muzeum / Facebook

Одежду реконструировали по фрагментарным археологическим находкам из других европейских памятников. Женщин одели в блузы из тканей растительного происхождения; прическу одной скрепили веревочной сеткой, другой — украсили лентами из остатков ткани. По мнению исследователей, физическое состояние обеих женщин свидетельствует о том, что их использовали в тяжелом труде на каменных выработках. Ученые связывают это с особой формой разделения труда в раннебронзовое время на территории Центральной Европы. При таком разделении труда самые тяжелые виды работ выполнялись не более сильными представителями сообщества, как можно было бы предположить, а слабыми, которых было проще принудить. Эти факты ставят под сомнение теорию о возрастании социального статуса мужчин с увеличением их мускульной силы, которое связывали с началом пахотного земледелия и строительства оборонительных сооружений в эпоху бронзы.

Источник:  https://nplus1.ru/

url1976 29.06.2021 14:29 [Материал]
Я б вполне, создал с ними племя) Ну нормальные же, без оспы , коросты, лишая, ах как мы мало о них знаем...))
anku 28.06.2021 10:18 [Материал]
Никто никого не принуждал ,это время разделения труда между племенами.Эти люди жили добычей полезных ископаемых из шахт и не занимались другими видами деятельности ,естественно что работать приходилось всем членам общества и женщинам и детям .Просто так загнать людей в гору и заставить работать невозможно ,нужны навыки ведения подобных работ ,отточенные годами. Люди племён горняков были малорослы это говорят останки из разных мест и Урала и Кавказа ,может поэтому легенды говорят о гномах горняках. Внешний вид женщин характерный для западных славян ,на дону тоже можно встретить подобные типажи и современные исследования говорят что славяне (славяне не всмысле по языку ,никто не знает на каком языке они говорили ,а по признакам материальной культуры)с запада проникли на средний дон гораздо раньше чем считалось -в первые века нашей эры ,но потом их сменили другие люди ,а повторные заселения происходили уже ближе ко второму тысячелетию нашей эры. Интересно что на стоянке Сунгирь ,это севернее и восточнее среднего дона кремень из Италии.