/ Новости сайта / Наука и Технологии / Карельские ученые обнаружили новые данные о древнем суперконтиненте
02.12.2022

Карельские ученые обнаружили новые данные о древнем суперконтиненте

Ученые Института геологии Карельского научного центра РАН обнаружили новые данные, подтверждающие, что 2,5 миллиарда лет назад части Фенноскандинавского щита, в том числе Карельская и Беломорская провинции, входили в состав древнего суперконтинента Кенорленд. По их мнению, данная информация важна как с точки зрения фундаментальной науки, так и практического применения - поиска полезных ископаемых.

Об этом сообщает пресс-служба научного центра. Как отметила заместитель директора Института геологии Александра Степанова на заседании ученого совета, ранние крупные магматические провинции исследовать сложно: более чем за два миллиарда лет они были сильно преобразованы и фрагментированы. Реконструировать их позволяет изучение мафических даек - узких и протяженных тел, заполненных застывшим расплавом, который поднимался по трещинам и разломам к поверхности Земли миллиарды лет назад.

И хотя ученые из разных стран провели большую работу, что позволило сформировать дайковый штрих-код для всего мира, оценить последовательность формирования крупных магматических провинций и их связь с формированием континентов, получены и новые данные. Некоторые вопросы остаются дискуссионными, в том числе о расположении Фенноскандинавского щита среди других докембрийских континентов.

За последние несколько лет исследователи Карелии получили важные данные по ряду объектов на территории Беломорской, Карельской, Кольской и Мурманской тектонических провинций. Каждый объект изучили комплексом методов, что позволило получить характеристики первичных расплавов и оценить условия их формирования.

Сходство в эволюции магматизма всех тектонических провинций Фенноскандинавского щита говорит о том, что они принадлежали одному литосферному блоку и входили в состав древнего суперконтинента Кенорленд. Он образовался около 2,7 миллиарда лет назад и просуществовавшего, как минимум, до 2,4 миллиарда лет. В отличие от возраста, конфигурация континента пока окончательно не определена и является предметом дискуссий ученых.