/ Новости сайта / Космос / На Марсе обнаружили следы мега-цунами, порожденного падением астероида
03.12.2022

На Марсе обнаружили следы мега-цунами, порожденного падением астероида

Планетологи открыли на поверхности марсианской равнины Хриса ранее неизвестный кратер, чье образование примерно 3,4 млрд лет назад породило мощнейшую волну цунами. Вызвавший его астероид был сопоставим по размерам с небесным телом, погубившим динозавров, пишут ученые в статье в журнале Scientific Reports.

"Когда зонд "Викинг-1" совершил посадку на Марс на территории равнины Хриса, ученые ожидали увидеть в местных каналах древнейшие следы марсианских потопов. Вместо этого планетологи обнаружили на снимках гигантское поле, засеянное большим числом крупных булыжников. Мы выяснили, что эти булыжники попали на это поле в результате мощнейшего цунами, порожденного падением крупного астероида в 900 км к северо-востоку от этих каналов", - пишут исследователи.

За последние 10 лет планетологи пришли к выводу, что на поверхности Марса в глубокой древности существовали реки, озера и целые океаны воды. В дополнение к этому, недавно ученые обнаружили свидетельства того, что на Марсе периодически возникали мощнейшие гидрологические катаклизмы, в которых были задействованы огромные объемы воды. В их число входят гигантские волны-цунами, следы их ударов сохранились на берегах древних пересохших водоемов красной планеты.

Группа планетологов под руководством Алексиса Родригеса, научного сотрудника Планетологического института в Тусоне (США), раскрыла историю одного из подобных цунами в ходе изучения снимков марсианской равнины Хриса, на поверхности которой присутствует большое число каналов, которые в прошлом считались следами движения мощных потоков воды по поверхности Марса.

История мощнейшего марсианского цунами

Этот регион Марса, как отмечают Родригес и его коллеги, привлекает внимание астрономов уже более 50 лет с момента получения первых детальных фотографий равнины Хриса в 1971 году при помощи камер зонда "Маринер-9". На снимках одного из участков этой равнины, который получил имя "долины Майя", планетологи обнаружили каналы, для изучения которых на Марс совершил посадку зонд "Викинг-1".

К большому удивлению планетологов, на первых снимках с "Викинга-1" отсутствовали типичные черты рельефа, связанные с потопами, в том числе выстроенные в линии отложения камней, а также каплеобразные скопления песка и глины. Вместо этого на фотографиях "долин Майя" присутствовали равнины, покрытые большим числом крупных булыжников. Это открытие заставило многих исследователей сомневаться в существовании древних марсианских потопов.

Родригес и его коллеги выяснили, что одно из этих цунами на самом деле существовало, а также ученые открыли его источник - ранее неизвестный 110-километровый кратер Поль, расположенный внутри низины в 900 км к северо-востоку от "долин Майя". Он возник в результате падения 10-12 км астероида примерно 3,4 млрд лет назад, когда поверхность Марса еще была покрыта океанами.

Падение астероида в один из этих океанов привело к взрыву, сопоставимому по силе с советской термоядерной "царь-бомбой", и образованию мега-цунами, чьи волны достигли высоты в 250 м к моменту их подхода к берегу. В этом отношении марсианское цунами было сравнимо по последствиям с теми событиями, которые происходили на Земле 66,5 млн лет назад во время вымирания динозавров. Это делает кратер Поль и его окрестности особенно интересными для изучения, подытожили ученые.

Источник:  https://tass.ru/