Выбор фона:
/ Новости сайта / Тайны истории / Археоакустика и древняя архитектура: Мегалиты, музыка и разум
16.12.2022

Археоакустика и древняя архитектура: Мегалиты, музыка и разум

Оценка: 0.0    764 0 Тайны истории
10:55

Разве не удивительно, что на протяжении сотен тысяч лет все человечество жило одинаково повсюду на Земле.

Тогда мы все были коренными жителями, жили близко к земле, в основном заботясь об удовлетворении основных потребностей в пище, жилье, одежде, социальной ответственности, мирных отношениях с силами природы и личной безопасности от бедствий. У нас были развиты языки и другие способы общения друг с другом. Мы освоили огонь и были умны.

С течением времени вид Homo sapiens становился все лучше и лучше с нашими каменными орудиями, копьями и швейными иглами. Какая это была гениальная идея! Мода началась с первой швейной иглы.

И подумать только, что эта хитроумная идея пришла в голову самым разным людям, разбросанным по времени и расстояниям. Может ли текстиль быть далеко позади? В любом случае, так или примерно так мы жили на протяжении огромного промежутка времени... пока что-то не изменилось.

Развитие сельскохозяйственной революции

Современные источники по-прежнему утверждают, что именно появление сельского хозяйства стало началом революции, которая привела к оседлому образу жизни и открыла путь для развития цивилизации. Это упрощенное объяснение несколько не соответствует действительности.

Когда археолог Клаус Шмидт начал раскопки Гёбекли Тепе в середине 1990-х годов, стало неоспоримым, что события, давшие толчок западной цивилизации, начались с чего-то другого. Сельское хозяйство возникло в разное время в разных частях света. Здесь рассматривается первоначальный сценарий, тот, который повлиял на будущее западного человечества и, соответственно, планеты.

Корни первых земледельцев лежат в восточной части Средиземноморья, в районе, который называют Плодородным полумесяцем. Предки большинства наших домашних животных - крупного рогатого скота, коз, овец, свиней - происходят из одной и той же местности на юго-востоке Турции примерно между 8000 и 10500 лет назад. Генетическое происхождение культурных злаков, таких как хлебная пшеница и ячмень, находится в том же районе.

Там, где археологи находят древний ячмень, они обычно находят свидетельства изготовления пива, в том числе в Гёбекли-Тепе. Коренные народы по всему миру открыли и освоили технику брожения. Люди - это люди, поэтому нет ничего удивительного в том, что песни и музицирование сопровождались потреблением ферментированных напитков.

Истоки универсальной вокальной музыки

Музыка считается универсальной культурой. В ней участвует каждое известное общество. Большинство культур имеют свои собственные мифические истоки изобретения музыки, как правило, уходящие корнями в их соответствующие мифологические, религиозные или философские верования. Костяные флейты, найденные в пещерах и датированные 40 000 лет назад, свидетельствуют о раннем начале.

Хотя Чарльз Дарвин был уверен, что мы запели раньше, чем заговорили, вопрос о том, что было первым - песня или язык - является спорным, и не стоит ожидать, что он когда-либо будет решен. Около миллиона лет назад общий предок неандертальцев и современных людей обладал голосовой анатомией, необходимой для пения, но мы не можем знать, было ли это так. Тенор мирового класса Джозеф Калледжа объясняет, что опера - это выражение эмоций, которые настолько велики, что их просто необходимо пропеть. Каждый, кто наблюдал за детьми в гулком коридоре, знает, что иногда место может просто вынудить человека к вокалу.

Доисторический период был временем, когда знания, память и культурная идентичность сохранялись в устных традициях - в основном в песнях, потому что структура песни сохраняет историю более или менее неизменной каждый раз, когда ее рассказывают. Она не сохранится, если ее неправильно рассказать. Как и у коренных народов во всем мире, в те времена хорошим вечером считался вечер, когда вся община собиралась вокруг костра, чтобы послушать, как кто-то поет хорошую сказку. Скорее всего, в ней было важное послание. На самом деле, все, что было важно знать, было в форме, требующей слушания. От этого зависело выживание. В отсутствие промышленного и автомобильного шума их слух, вероятно, был намного острее нашего.

Семена цивилизации до земледелия

Сельское хозяйство возникло не в результате того, что группа людей конца каменного века, сидя вместе и попивая пиво, однажды вечером решила: "Эй, послушайте, давайте посадим здесь зерновые, потому что это облегчит жизнь". Задолго до развития земледелия они занимались чем-то, что стало для них более важным, чем охота и собирательство.

После окончания последнего ледникового периода около 12 000 лет назад у одного из них все-таки возникла идея. Полностью развитые и успешные в течение сотен тысячелетий, кочевые племена этой местности отличались от всех других коренных народов того времени по всей Земле, совершив нечто беспрецедентное. Что они сделали? Они построили первые в мире мегалитические памятники.

В один замечательный момент первый архитектор человечества задумался о том, чтобы действительно спланировать и создать оригинальное ритуальное и церемониальное пространство. Что для этого нужно? Прежде всего, огромные организаторские способности.

Пока мужчины занимались добычей камня, формированием, перемещением и украшением огромных каменных глыб, они не охотились. Конечно, нужно было придумать, как всех прокормить. Мы можем предположить, что пребывание на одной и той же территории в течение длительного времени, необходимого для строительства, облегчило бы процесс возделывания и одомашнивания того, что жило и росло поблизости.

Итак, вот большой вопрос: Почему после почти непостижимо долгого периода жизни, не оставившей следов на планете, человечество начало строить памятники из камня? Может быть, это как-то связано с тем, как прекрасно звучала их музыка?

Были ли каменные памятники Гёбекли-Тепе построены для создания среды, способствующей восприятию звука?

Были ли каменные памятники Гёбекли-Тепе построены для создания среды, способствующей восприятию звука?

Поиск археоакустических основ: Каменные памятники и звук

Междисциплинарное исследование археоакустики направлено на изучение человеческого опыта музыки или "особого звука" в древних ритуальных и церемониальных пространствах. Фонд неолитических исследований OTS провел конференции по этой теме на Мальте, в Турции и Португалии, материалы которых дают возможность ознакомиться с различными подходами к этому вопросу.

Изучая палеолитические расписные пещеры Франции и Испании, музыкальный антрополог Егор Резникофф быстро обнаружил, что места, где изображались животные, соответствуют тем частям пещер, которые имеют наиболее сильные отголоски. Ученые точно не знают, когда у Homo sapiens развилась способность к абстрактному мышлению, но вот она - 40 000 лет назад: изображение того, что не находится непосредственно в поле зрения художника.

Далее Резникофф предполагает возможную связь между древними святилищами и устными традициями, которые встречаются в других местах и гораздо позже по времени:

"... у нас есть шумерские или египетские надписи, в которых упоминается пение Невидимому, особенно в связи со смертью и второй жизнью". (Резникофф, И., 2014)

Почему бы звуку также не быть частью изображения? Конечно, дух зверя не был безмолвным в таких местах, как пещеры Ласко. Нет. Нельзя было не заметить, что звуковое поведение внутри пещеры сильно отличалось от того, что было на открытом воздухе, где люди проводили большую часть своей жизни. Как это интерпретировали люди того времени? Хотелось бы нам знать! Голливуд дает нам подсказку. В кино голос Бога почти всегда сопровождается эхом. Должно быть, это входит в правила режиссера: если хочешь получить что-то потустороннее, добавь к этому эхо.

Эта способность к абстрактному мышлению была важнее, чем кажется на первый взгляд. Она была важнейшей частью архитектурной визуализации, необходимой для проектирования монументальных пространств, которые появятся позже. Возможно, это связано с тем, что та часть мозга, которая обрабатывает расположение нот в мелодии, также обрабатывает объекты в трех измерениях.

Вопреки распространенному мнению, большинство людей каменного века на самом деле не жили в пещерах полный день. Они были кочевниками, которые следовали за дикими стадами, чтобы прокормить и одеть свои семьи. Укрытие в пещере было сезонным занятием, и невозможно было предугадать, какие существа поселятся там, пока племя будет отсутствовать. Но кажется вероятным, что некоторые пещеры обладали особой привлекательностью как места ритуалов, церемоний и создания священной музыки, которая им сопутствовала.

Археоакустика и древняя архитектура: Мегалиты, музыка и разум, изображение №3

 

Нейронаука о музыке

Нейронаука выявляет еще один фактор. Мы все знаем, что определенная музыка может затронуть глубокие эмоциональные места внутри нас. Исследователи из Гарвардского университета и больницы Джона Хопкинса обнаружили, что прослушивание музыки, от которой у человека мурашки по коже, высвобождает дофамин в мозге. Существует несколько лучших способов произвести глубокое впечатление от прослушивания, чем окружить его духовным общением в необычном контексте или обстановке. Человеческие существа очень любят дофамин! Механизм удовольствия и вознаграждения, который он запускает, также связан с зависимостью.

Необходимо провести дополнительные исследования, чтобы выяснить, имеют ли изменения в мозге этих допотопных анатолийцев значение для решения Большого вопроса, но, очевидно, что-то вывело их вперед в творческом плане. Предположим, это был акустический духовный опыт в пещере, который вдохновил их на создание первого здания?

Попытка создать "волшебное святое место" там, где они хотели, а не там, где оно было найдено: сделать его, украсить его и контролировать его. Племена приходили издалека, когда об этом становилось известно. Большие сезонные праздники, новые ухаживания, пиво и пиршества, и божественная кульминация для высшего драматизма. Кульминация, которая действительно изменяла химические процессы в мозге.

К 12 000 лет назад наши умственные способности стали такими, какими они остаются и сегодня. Любое общество, которое могло придумать швейные иглы, могло наблюдать за окружающей средой и замечать физические характеристики пещеры, которая производила хорошее эхо. Так случилось, что в горах Тавра, недалеко от Гёбекли-Тепе, их тысячи.

Каменные памятники в Гёбекли-Тепе в Анатолии, Турция.

Каменные памятники в Гёбекли-Тепе в Анатолии, Турция.

Искусство, песни и археоакустика Гёбекли-Тепе

В отличие от расписных пещер палеолита, в Гёбекли-Тепе звери высечены в этих невероятных каменных кругах. Эти сооружения, явно идентифицированные как святилища, не подходят для использования в качестве жилищ и никогда не предназначались для проживания. Об этом свидетельствует симметрия дизайна и тот факт, что их было непросто построить.

Несмотря на то, что их намеренно закопали и спрятали спустя некоторое время, святилища были построены на века. Полы были гладкими, каменные стены оштукатурены, а архитектурные особенности указывают на то, что во время использования они были покрыты крышей. Прекрасная резьба по известняку не смогла бы долго продержаться под воздействием дождя и ветра. При таких обстоятельствах разумно предположить, что в этих помещениях было эхо, как и в современном бетонном подземном переходе. Это простой вопрос физики: вибрация, твердые поверхности и их состав.

Для людей того времени вход в одно из завершенных святилищ должен был стать необычным опытом. Это была не грубая пещера. Это было нечто, для названия которого нужно было придумать новое слово, потому что ничего подобного на Земле еще не было.

Гёбекли-Тепе не выпал из космоса. В этом районе множество подобных сооружений, которые еще предстоит раскопать. Некоторые из них даже немного старше, чем Гёбекли-Тепе, демонстрируют процесс обучения, который привел к великолепному выражению пространств, таких как "корпус D" Гёбекли-Тепе с его двойными антропоморфными колоннами, сохранившимися до наших дней, высотой в три человеческих роста, нога к ноге. Во время раскопок доктор Шмидт заметил, что одна из этих колонн издает звонкий звук, когда по ней ударяют рукой.

То, что произошло на этих равнинах Анатолии, не было случайностью. Что-то очень убедительное двигало огромными затратами времени и труда, которые были потрачены на то, чтобы сделать что-то революционное, в то время как остальное население планеты жило своей обычной жизнью.

Похоже, строители быстро поняли, что кривые и вогнутые поверхности были частью требований по максимизации акустического эффекта. Это было знание, которое не исчезло, о чем свидетельствуют амфитеатры древних греков и арены Колизея римлян.

Святилище в Гёбекли-Тепе в Анатолии, Турция

Святилище в Гёбекли-Тепе в Анатолии, Турция

Происхождение древних археоакустических строителей

"Теперь исследователи считают, что они точно определили, откуда пришли первые фермеры, распространившиеся в Европу 8 000 лет назад, - из Анатолии в Турции", - сообщила газета Daily Mail в 2016 году. Затем в 2019 году BBC News со ссылкой на исследования ДНК сообщила, что строители Стоунхенджа происходили от людей, живших в Анатолии.

Благодаря достижениям науки генетики теперь известно, что из той части света, где находились общества Гёбекли-Тепе, было несколько волн миграции. Да, первые земледельцы, поселившиеся в Европе и ассимилировавшиеся с существующими охотниками-собирателями, пришли из Анатолии, уже не будучи коренными жителями, какими они были раньше, а став более продвинутыми и искушенными новоприбывшими.

Все признаки указывают на счастливое смешение, обмен любыми генетическими изменениями в мозге, наряду с переносимостью лактозы у взрослых и голубыми глазами. Эти миграции заселили территории, которые в историческое время способствовали перемещению людей в такие места, как Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка и множество других мест между ними. Так что, возможно, мы уже не такие далекие незнакомцы.

Поселенцы принесли с собой не только свои растения, скот и сельскохозяйственный образ жизни, но и культурные традиции. Группы, следовавшие по Дунаю, по-видимому, строили свои памятники из дерева, которого сохранилось немного. Группы, покинувшие Анатолию через Средиземное море, принесли с собой знания, необходимые для строительства мегалитов.

Хотя сооружения часто имеют меньший масштаб, сохранившиеся каменные памятники простираются от Ирландии до Англии, Франции, Португалии, Испании, Сардинии и Мальты - с ее материнской жилой мегалитических зданий и предпоследним археоакустическим чудом - гипогеем Хал Сафлиени, а также до Греции и Кипра.

С архитектурной точки зрения, эти объекты представляют собой череду широких симметричных внешних фасадов, которые протягивают приветственные руки к передним площадкам и местам для собраний; эффективное акустическое усиление для выступлений или обращения духовного лидера. Могли ли древние курганы с закрытыми коридорами функционировать как мегалиты-резонаторы для проведения каких-то специальных мероприятий снаружи?

Даже небольшие закрытые "гробницы" оснащены перфорированными сообщающимися "оконными" камнями, которые соединяют интерьер с внешним дворовым пространством. Эта особенность встречается в великих мальтийских местах, а также в Гёбекли-Тепе.

Реконструированная фреска из Чаталхёюка

Реконструированная фреска из Чаталхёюка

Во времена миграций неолитическое поселение Чаталхёюк находилось в полном расцвете, не так далеко от Гёбекли Тепе. Хотя памятников там пока не найдено, это место является бесценным мостом в понимании перехода к оседлому образу жизни. Фреска, сделанная жителями Чаталхёюка, подтверждает радостный интерес к музыке и танцам, подчеркивая, что неолитическая жизнь с самого начала имела звуковое измерение. Если присмотреться, некоторые артефакты из самого Гёбекли-Тепе также указывают на звуковое сознание.

Всего в 35 километрах (22 милях) от Гёбекли-Тепе, и, вероятно, раньше него, находится недавно открытая стоянка Карахантепе. Как и в мальтийском гипогее Хал-Сафлиени, одна камера была высечена в известняковой породе. В дополнение к колоннам, вырубленным на месте, из верхней части изогнутой стены выдвинута загадочная голова. Его рот открыт, а адамово яблоко находится высоко в горле. Если бы я был неолитическим художником, который собирался изобразить посланника, общающегося с потусторонним миром, то это был бы именно он.

В Карахантепе есть загадочная голова, выдвинутая из верхней части изогнутой стены.

В Карахантепе есть загадочная голова, выдвинутая из верхней части изогнутой стены.

Мы снова приходим к большому "если". Звук не оставляет археологических следов. Как мы сможем доказать, что люди в доисторические времена были мотивированы звуком, от которого мурашки по коже, даже если мы увидим, что они приложили фантастические усилия для создания среды, в которой его можно было легко воспроизвести? Мы никогда не докажем этого, но это, безусловно, сходится.

Теперь мы понимаем, что, когда они собрали эти каменные камеры для ритуального использования, была создана акустическая среда. Мы знаем, что своего рода музыка или намеренный звук были частью ритуала каждого общества. Мы знаем, что определенные звуки в этих древних помещениях могли вызывать химические изменения в мозгу людей, которые их использовали. До сих пор не было лучшего объяснения всей последовательности развития, которая началась со строительства памятников из камня.


 
Источник:  https://vk.com/ufoobserver


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
Останки первых людей возрастом 1,86 миллиона лет обнаружили в Кении
Румынский ,местечковый язык пастухов ,а не имеющий те же корни могучий и совершенный государственный (от Везунчик)
Останки первых людей возрастом 1,86 миллиона лет обнаружили в Кении
Поспорить не с чем. Кроме того что искусственный язык лишон души - того звучания которое сохраняется (от Везунчик)
ООН заключило договор с инопланетными расами о постройке ими баз на обратной стороне Луны
я каждую ночь хожу туда по маленькому. почему бы не землян луна?
зеленых я там не видел, хотя (от limon-1661i1)

Останки первых людей возрастом 1,86 миллиона лет обнаружили в Кении
Всякий достаточно развитый литературный язык с большим числом носителей в некоторой степени искусств (от Rosto)