/ Новости сайта / Наука и Технологии / Почему у мужчин и женщин разный объем мозга
09.08.2020

Почему у мужчин и женщин разный объем мозга

Оценка: 0.0    964 2 Наука и Технологии

Тысячи сканирований головного мозга показали различие его объемов у мужчин и женщин. Было обнаружено, что это различие диктуется половыми хромосомами, которые могут влиять на анатомическую структуру мозга во время роста и развития, пишет Science and Technology Daily.

Научный анализ более 2000 сканирований головного мозга показал, что существуют сильные половые различия в объеме определенных областей человеческого мозга. Этот паттерн гендерных различий в объеме мозга соответствует паттернам экспрессии генов половых хромосом, наблюдаемым в образцах аутопсии коры головного мозга, что указывает на то, что половые хромосомы могут влиять на анатомическую структуру мозга во время роста и развития. Исследование было проведено под руководством американских ученых из Национального института психического здоровья (NIMH) при Национальных институтах здоровья США (NIH), а результаты были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

«Более четкое понимание гендерных различий тканей человеческого мозга очень важно, поскольку оно помогает нам осознавать устоявшиеся гендерные различия в восприятии, поведении и риске психических заболеваний. Вдохновившись обнаруженными половыми различиями, встречаемыми в экспериментальных моделях на животных, мы хотели попытаться сократить разрыв между этими данными о животных и нашими паттернами половых различий в человеческом мозге», — сказал Армин Разнахан (Armin Raznahan), руководитель Секции развивающейся нейрогеномики NIMH, который принимал активное участие в исследовании.

В течение долгого времени исследователи наблюдали за гендерными различиями в подкорковых структурах мозга мышей. Некоторые исследования предполагают, что эти анатомические различия в значительной степени обусловлены воздействием половых гормонов, и выдвигают «гонадоцентричную» теорию для объяснения половых различий в процессе развития мозга. Однако более поздние исследования на мышах выявили также постоянные половые различия в корковых структурах. В то же время данные по экспрессии генов позволяют предположить, что половые хромосомы могут играть роль в формировании этих анатомических половых различий. Хотя существует много общего между мозгом мыши и человеческим мозгом, пока неясно, применимы ли ключевые выводы касательно мышей и к людям.

Чтобы изучить нейробиологические основы гендерных различий в человеческом мозге, Разнахан, ведущий автор исследования доктор Лю Сиюань и их коллеги сначала проанализировали данные нейровизуализации, собранные в рамках проекта Human Connectome Project (HCP). Эти данные получены от 976 здоровых взрослых в возрасте от 22 до 35 лет, и результаты выявили устойчивые гендерные различия в объеме определенных корковых структур. В среднем у женщин был относительно больший объем коры в медиальной и латеральной префронтальной коре, орбитофронтальной коре, верхней височной борозде и латеральной теменной борозде, тогда как у мужчин в среднем был относительно больший объем коры в вентральных височных и затылочных областях, включая височный полюс, веретенообразную извилину и первичную зрительную кору.

Затем Лю Сиюань и его коллеги использовали два дополняющих друг друга подхода, чтобы определить воспроизводимость этих результатов. Сначала исследователи случайным образом разделили набор данных HCP на две части по 1000 единиц, а затем сравнили результаты обеих половин, обнаружив, что картина половых различий в объеме коры головного мозга была очень стабильна. Затем исследователи получили согласованные результаты с выводами HCP в несвязанном наборе данных нейровизуализации из Британского биобанка. Хотя наборы данных имели заметные демографические и методологические различия, ученые обнаружили, что общая картина гендерных различий в объеме коры головного мозга была очень последовательной.

После этого Лю Сиюань и его соавторы связали свои анатомические данные с общедоступными картами экспрессии генов в головном мозге, которые основаны на 1317 посмертных образцах тканей от шести доноров-людей. Результаты показали, что пространственный паттерн половых различий в объеме коры был подобен пространственному паттерну экспрессии генов половых хромосом в коре головного мозга. В частности, области коры с относительно высокой экспрессией генов половых хромосом, как правило, имеют больший объем коры у мужчин, чем у женщин.

Это соответствие кортикальной экспрессии генов половых хромосом также согласуется с результатами предыдущих исследований на мышах. Исследования показали, что гендерные различия в анатомии мозга могут, по крайней мере, частично объясняться генетическими механизмами, которые сохранялись на протяжении всей эволюции млекопитающих. Эти данные показывают, что на половые различия в объеме коры головного мозга могут влиять гены, расположенные в половых хромосомах X и Y.

«Мужчины и женщины различаются по многим генетическим факторам и факторам окружающей среды, и эти факторы могут потенциально влиять на развитие мозга. Поскольку эксперименты на людях сложны, мы часто полагаемся на данные наблюдений, чтобы сделать вывод о потенциальных генетических факторах или факторах окружающей среды, влияющих на половые различия мозга, — сказал Разнахан. — Мы наблюдали очень высокий уровень воспроизводимости анатомических половых различий в разных группах мужчин и женщин, а также связь между этими различиями и экспрессией генов половых хромосом. Все вышеперечисленные факты показывают, что эти различия, вероятно, не являются результатом только воздействия окружающей среды».

Исследователи также сравнили свои анатомические данные с данными более 11 тысяч исследований функциональной нейровизуализации. Результаты показывают, что существует пространственное перекрытие между областями мозга, которые показали половые различия в объеме коры в наборе данных HCP, и областями мозга, связанными с распознаванием лиц в функциональных исследованиях нейровизуализации.

Используя эти результаты в качестве «дорожной карты», будущие исследования могут более эффективно исследовать причины и последствия половых различий в человеческом мозге.

Источник:  https://inosmi.ru/

Partizan-16 09.08.2020 12:45 [Материал]
Плотность тоже различается, но в противоположную сторону. Хотя всё это на умственные способности не влияет.

Непонятно другое, почему большая часть населения до сих пор не утратила его как орган, так как используют его по назначению единицы, у большинства он как придаток, не более. В природе ведь как, не используется, пропадает.
Maximum 09.08.2020 12:35 [Материал]
У моего бывшего мужа, этого чудовища, была очень большая голова.
Но это ему не помогло. Ни в чем!!