/ Новости сайта / Космос / Гигантский взрыв зафиксирован на звезде Бетельгейзе
14.08.2020

Гигантский взрыв зафиксирован на звезде Бетельгейзе

Бетельгейзе считают обреченной звездой, и ее взрыв - лишь вопрос времени. Наблюдения космического телескопа Хаббл НАСА показывают, что неожиданное затемнение сверхгигантской звезды Бетельгейзе, скорее всего, было вызвано огромным количеством горячего вещества, выброшенного в космос, образовавшего пылевое облако, которое блокировало звездный свет, исходящий от поверхности Бетельгейзе.

Исследователи предполагают, что пылевое облако образовалось, когда сверхгорячая плазма, высвободившаяся из восходящего потока большой конвекционной ячейки на поверхности звезды, прошла через горячую атмосферу в более холодные внешние слои, где она остыла и образовала частицы пыли. Образовавшееся пылевое облако блокировало свет примерно с четверти поверхности звезды, начиная с конца 2019 года. К апрелю 2020 года звезда вернулась к нормальной яркости.

Бетельгейзе - стареющая красная звезда-сверхгигант, которая увеличилась в размерах из-за сложных эволюционирующих изменений в ее термоядерной печи в ядре. Сейчас звезда настолько огромна, что если бы она заменила Солнце в центре нашей Солнечной системы, ее внешняя поверхность простиралась бы за орбиту Юпитера.

Беспрецедентный феномен сильного затемнения Бетельгейзе, заметный даже невооруженным глазом, начался в октябре 2019 года. К середине февраля 2020 года звезда-монстр потеряла более двух третей своего блеска.

Это внезапное затемнение озадачило астрономов, которые пытались разработать несколько теорий резкого изменения.

Хаббл зафиксировал следы плотного нагретого вещества, движущегося через атмосферу звезды в сентябре, октябре и ноябре 2019 года. Затем, в декабре, несколько наземных телескопов наблюдали уменьшение яркости звезды в южном полушарии.

«С помощью телескопа Хаббл мы видим, как материал покидает видимую поверхность звезды и движется через атмосферу до того, как образовалась пыль, из-за которой звезда казалась тусклой», - сказал Дюпри. «Мы могли видеть эффект движения плотной горячей области в юго-восточной части звезды.

"Этот материал был в два-четыре раза ярче, чем нормальная яркость звезды. А затем, примерно через месяц, южная часть Бетельгейзе заметно потускнела по мере того, как звезда стала слабее. Мы думаем, что возможно, что темное облако возникло в результате взрыва, обнаруженного Хабблом".

Статья опубликована 13 августа в Astrophysical Journal.

Beloved 14.08.2020 09:31 [Материал]