Ящерицы-рогоносцы со Шри-Ланки удивили ученых
Зоологи описали новый вид рогатых агам, обитающий в тропических лесах Шри-Ланки. У Ceratophora ukuwelai (так назвали вид) растут «рога» на носу, но у самок их нет. Описание вида опубликовано в журнале Amphibian and Reptile Conservation.
У вымерших динозавров рога, шипы и пластины были не редкостью, и сейчас некоторые их измельчавшие потомки тоже сохранили эти черты. «Разные виды ящериц не унаследовали "рога" от общего предка. У представителей отдельных семейств строение этих структур сильно отличается, поэтому герпетологи предполагают, что в процессе эволюции они возникали независимо и неоднократно. Одним ящерицам «рога», вероятно, служат для брачных ритуалов, в то время как другим помогают маскироваться», — отмечает руководитель проекта по гранту РНФ Николай Поярков, кандидат биологических наук, доцент Московского государственного университета.
Название одного из родов ящериц-носорогов, Ceratophora (рогатые агамы), так и переводится с латыни «рогоносцы»). Все пять видов этих ящериц обитают только в тропических лесах Шри-Ланки. Три из них были открыты еще в XIX веке, а две — в самом конце XX века. Зоологи из МГУ со шри-ланкийскими коллегами тщательнее исследовали самый распространенный вид рода – C. aspera, населяющий юго-западную часть острова. Сравнив образцы из коллекций и живых ящериц из лесов, они сделали неожиданное открытие: рогатые агамы из леса Сальгала на севере ареала обитания, обнаруженная в августе 2019 года, значительно отличались от C. aspera по пропорциям тела и расположению чешуй. Генетический анализ подтвердил, что это новый вид, предки которого разошлись с предками C. aspera более пяти миллионов лет назад. Он получил название Ceratophora ukuwelai в честь Канишки Укувелы, крупного шри-ланкийского исследователя амфибий и рептилий.
Размер и форма «рога» у представителей рода Ceratophora широко варьируется: у C. stoddartii он похож шип и имеется как у самцов, так и у самок, а у C. tennentii «рог» мягкий и листовидный, причем у самцов он крупнее. Украшение на носу C. aspera похоже на еловую шишку, причем самки его лишены. Наконец, у C. karu лишь у самцов есть крошечный отросток, а у C. erdeleni оба пола остались без них. У нового вида самцы обладают хорошо развитым длинным «украшением», а у самок его нет. Построив генеалогическое древо для этого рода и двух других шри-ланкийских агам (Lyriocephalus и Cophotis), биологи поняли, что вероятность иметь отросток мало зависит от родства: рогатая агама с украшением у обоих полов оказалась ближайшим родственником «безрогой» ящерицы. Авторы предполагают, что общий предок родов трех родов мог обладать небольшим рогом, который у его потомков либо увеличивался, либо исчезал полностью.
«К сожалению, C. ukuwelai рискует исчезнуть вскоре после открытия. За десять учетов в лесу Сальгала исследователи встретили всего пять особей этого вида, что говорит о его редкости. Кроме того, среда обитания новой рогатой агамы, и без того небольшая по площади, быстро сокращается под натиском плантаций и застройки. Поэтому авторы призывают присвоить C. ukuwelai статус вида, находящегося на грани полного исчезновения (Critically Endangered, CR)», – добавил Николай Поярков.