/ Новости сайта / Наука и Технологии / Динозавры-"бэтмены" оказались провалившимся экспериментом эволюции
23.10.2020

Динозавры-"бэтмены" оказались провалившимся экспериментом эволюции

Анализ анатомии крыльев и кожистых перепонок динозавров-"бэтменов" времен юрского периода показал, что летали они довольно плохо. В этом отношении подобные динозавры уступали даже современным им птицам. Статью с выводами палеонтологов опубликовал научный журнал iScience.

"Наши расчеты показывают, что эти причудливые динозавры по структуре их крыльев были совершенно не похожи на современных им примитивных птиц. Это говорит о том, что и те, и другие научились передвигаться в воздухе независимо друг от друга. Мы предполагаем, что эти динозавры были уникальным, но провалившимся экспериментом эволюции в области освоения полета", – пишут исследователи.

Пять лет назад профессор Института палеоантропологии и палеонтологии позвоночных животных Китайской академии наук Сюй Син нашел на северо-востоке Китая останки похожего на летучую мышь динозавра, Yi qi. Он жил на Земле примерно 155 млн лет назад и умел планировать на своих кожистых крыльях, подобно летучей мыши.

Год назад китайские палеонтологи открыли еще одного такого "бэтмена" мезозойской эры, которого назвали Ambopteryx longibrachium. Он был значительно меньше Yi qi, однако его крылья были устроены схожим образом. Из этого ученые сделали вывод, что рукокрылые динозавры были достаточно широко распространены в конце юрского периода.

Палеонтологи задумались, почему все современные потомки динозавров используют для полета перья, тогда как млекопитающие в этом отношении похожи на "бэтменов" мезозойской эры. Сюй Син и его коллеги получили потенциальный ответ на этот вопрос, детально изучив анатомию крыльев Yi qi и Ambopteryx longibrachium.

Полет "бэтмена" юрского периода

Для этого ученые просветили отпечатки костей и кожистых перепонок этих древних ящеров с помощью специального лазерного излучателя. Он заставляет светиться следы мягких тканей в толще окаменелостей. Благодаря этому ученые определили, где именно мембраны и сухожилия динозавров крепились к костям и примерно поняли, как были устроены мускулы, которые приводили в движения их крылья.

На основе этих данных ученые создали точную компьютерную модель обоих ящеров, а потом высчитали, какую подъемную силу могли развивать их крылья при активном полете или глиссировании, а также то, насколько хорошо они могли маневрировать во время полета.

С одной стороны, эти расчеты подтвердили, что Yi qi и Ambopteryx longibrachium действительно освоили полет незавимо от предков птиц. С другой, указали на то, что динозавры-"бэтмены" летали довольно плохо и могли использовать свои крылья только для коротких планирующих перелетов с веток деревьев к поверхности земли.

"Крайне маловероятно, что эти существа умели самостоятельно летать. Для этого нужно сделать слишком много допущений, связанных с тем, как эти динозавры могли махать  крыльями. К примеру, для этого их нужно сделать очень легкими, дать им возможность махать крыльями так же часто, как и самые быстрые птицы. Они могли глиссировать, но и это они делали крайне плохо", – объяснил один из авторов работы, доцент Университета Маунт-Марти (США) Томас Дечекки.

Сюй Син и его коллеги считают, что подобная особенность динозавров-"бэтменов" объясняет, почему они очень быстро вымерли, просуществовав всего несколько миллионов лет. Ученые надеются, что дальнейшее изучение анатомии этих существ поможет понять, как те "изобрели" подобную причудливую манеру полета, а также выяснить, почему они проиграли конкуренцию летающим предкам млекопитающих и птиц.