Могла ли женщина быть вождем в Бронзовом веке: новое исследование древних захоронений
Как свидетельствуют многочисленные расчлененные и потрепанные тела, извлеченные из древних захоронений, бронзовый век на территории современной Европы был тяжелым временем. Большинство историков и археологов предполагали, что воинственные общины всегда возглавлялись мужчинами. Однако новый анализ богато украшенных останков женщины-правительницы, похороненной во дворце, предполагает, что женщины также могли занимать трон.
Археологи находят все больше свидетельств того, что в некоторых древних общинах статус вождя и военначальника могла играть женщина
В новой статье археологи сообщают о гробнице, обнаруженной в 2014 году испанскими исследователями в месте, известном как Ла Альмолойя. Здесь руины некогда сложной дворцовой постройки возвышаются над скалистой вершиной холма с прекрасным видом на равнину. Это место когда-то было частью общины Эль-Аргар, которая процветала, контролируя территории на юго-востоке Пиренейского полуострова примерно с 2200 по 1550 год до н. э. Ученые обнаружили на этом месте ткацкие инструменты и материалы и пришли к выводу, что это был крупный центр производства текстиля и, вероятно, богатый региональный центр власти. Об этом рассказал археолог и соавтор исследования Роберто Риш из Автономного университета Барселоны.
Гробница находилась под полом большой комнаты, в которой не хватало обычных предметов быта, таких как инструменты или сосуды для питья, а также церемониальных предметов, которые могли указывать на религиозную функцию. Вместо этого в покоях, обставленных «по-спартански», были только каменные скамейки вдоль стен – возможно это было специальное место для размышлений или совещаний.
Сосуд с останками
ARQUEOECOLOGIA SOCIAL MEDITERRÀNIA RESEARCH GROUP/AUTONOMOUS UNIVERSITY OF BARCELONA
Под полом был погребен глиняный кувшин со скелетами мужчины и женщины. По данным радиоуглеродного датирования, они умерли примерно в 1650 г. до н.э. примерно в одной и то же время. На момент смерти мужчине было от 35 до 40 лет, женщине — от 25 до 30. Исследователи не могут точно сказать, как они погибли, поскольку на их скелетах нет явно смертельных повреждений. Генетический анализ демонстрирует, что эти двое не были родственниками, но у них была дочь, которая умерла в младенчестве и была похоронена неподалеку.
Археологи обнаружили погребальный кувшин пары, полный сокровищ. На мужчине был медный браслет и золотые затычки для мочки ушей, но женщина была одета куда богаче. У нее было несколько серебряных браслетов и колец, ожерелье из бисера и впечатляющая серебряная диадема, украшавшая череп. Этот похожий на корону объект почти идентичен четырем другим, найденным у женщин, захороненных в другой локации на территории Эль-Аргар, примерно в 90 километрах от места раскопок – об этом исследователи сообщают в журнале Antiquity.
Авторы отмечают, что драгоценная одежда пары явно указывает на то, что они принадлежали к элите Ла Альмолоя. Украшения женщины предполагают, что она была выше своего избранника по статусу, — возможно, региональной правительницей общины.
Ла Альмолойя возвышается на вершине скалы
ARQUEOECOLOGIA SOCIAL MEDITERRÀNIA RESEARCH GROUP/AUTONOMOUS UNIVERSITY OF BARCELONA
Как мы уже говорили, богато украшенные останки женщин встречаются на территории и других памятников бронзового века по всей Европе, например датская девушка по имени Эгтвед и женщина Скридструп. В прошлом многие археологи относили трактовали подобные захоронения как традиционное для тех веков погребение жен вместе со своими могущественными мужьями-воинами. Однако, учитывая ряд факторов, теперь исследователи выдвинули новую гипотезу. «Почему бы не представить, что эти женщины были экономическими и политическими лидерами?» — спрашивает Риш.
В самом деле, учитывая уровень общественных прав женщин, живших в глубокой древности на территории современной Скандинавии, вероятность появления женщины-вождя в отдельных регионах не выглядит как что-то фантастическое. Возможно, Бронзовые века не были настолько незыблемо-патриархальной системой, которой мы привыкли воспринимать их сквозь призму массовой культуры.